Психиатры о телевидении и СМИ

Apr 11, 2012 11:41

Психиатрия и средства массовой информации Peter Byrne
Peter Byrne - старший лектор по социальной и внебольничной психиатрии в Лондонской школе медицины Королевского свободного и университетского колледжа (кафедра психиатрии и поведенческих наук). Бывший председатель Комитета общественного просвещения ирландского колледжа психиатров, возглавляет группу по связям со средствами массовой информации кампании Изменения в умах (направленной против стигматизации). Имея кинематографическое образование, написал сценарий и снял короткометражный фильм 1 в 4 (http://changingminds.co.uk), который демонстрировался по всей стране. В 2002 году разработал программу кинофестиваля колледжа Mind Odyssey, который начинался на Riverside Studios в Лондоне и продолжался в Бристоле.
...
В фильме “Все о Еве” (1960), когда одна из актрис говорит Аддисону де Витт (Джордж Сандерс), что она проходит испытания перед выступлением на телевидении, он отвечает: “Телевидение - это и есть испытание”. В судебном иске к автору книги “Любовник леди Чаттерлей” был поставлен такой вопрос: “Позволите ли вы читать эту книгу вашим слугам”. Вскоре после этого телевизор появился в домах всех состоятельных людей как “нечто для использования слугами”. Сегодня, как отмечает ведущий телевизионных программ Дэвид Фрост, этот вездесущий аппарат позволяет нам видеть у себя дома людей, которых мы не хотели бы пригласить в гости. В последнее время “реальное телевидение” распространило феномен людей “известных вследствие своей известности”, демонстрируя людей “известных вследствие желания быть известными”, когда осторожность в отношении репутации человека редко соблюдается (“Большой Брат обсасывает вас и потом выплевывает” - Observer, 27 January 2002). Это средство массовой информации продвинуло обсуждение от конкретного к общему, облекло его в форму искусства и усовершенствовало методы, позволяющие отвлекать внимание на зависть специалистам поведенческой терапии. Сотрудники телевидения пишут критические обзоры своей работы и создают свой собственный язык. Телевизионные программы всячески рекламируются как “вы должны это видеть”, “дух времени”, “ностальгические” - “Я люблю 1972” и т. п. (повторы) или “холодный душ”. Большинство телевизионных сообщений служат для заполнения промежутков между коммерческой рекламой, и даже некоммерческие телекомпании (Би-би-си - the British Broadcasting Corporation (BBC)) используют для этого программы типа “купите это”, садоводство, “сделай сам”, кулинария с многочисленными рекламными вставками. Один из режиссеров рекомендовал обсуждать вопросы психического здоровья в телевизионных передачах в дневное время (Salter & Byrne, 2000). Однако эти программы в форме исповеди преподносят своих гостей либо как чудаков, либо как жертв. К тому же ни одна из групп, которые успешно преодолевали дискриминацию (по признаку расовой принадлежности, пола или сексуальной ориентации), не достигала равенства, вызывая сочувствие к себе. Поэтому телевидение является наименее подходящим средством массовой информации для освещения сложных биопсихосоциальных основ психических расстройств и их лечения, и такие программы (почти) всегда реализуются в наихудшем стиле.
Развитие системы телевизионных новостей требует особого изучения. Хотя кино- и видеоиндустрии посвящен следующий раздел, я хотел бы здесь упомянуть два важных фильма, созданных в США, - это “Сеть” (Network, 1975) и “Телевизионные новости” (Broadcast News, 1987), представляющие собой сатиру на этот вид массовой информации. В фильме “Сеть” показано развитие психоза у диктора программы новостей (Питера Финча). Однако изображение в этом фильме астролога Cybil the Soothsayer в ночных новостях бледнеет по сравнению с кроликом (мультипликация) из новостей 5-го канала. А в фильме “Телевизионные новости” быстрое продвижение по службе “химбо” (“баба” мужского пола) Вильяма Харта, не имеющего журналистского образования, - прекрасный пример “этики лакированных волос” телевизионных студий новостей, в соответствии с описанием Postman и Powers (1992), который в настоящее время утратил свою остроту, так как реальность превзошла сатиру. Телевизионные новости “откровенно и просто” используют стиль бульварной прессы, где сообщения всегда продиктованы читательским интересом (вставка 2): “если льется кровь - это эффектно”. Вместо того чтобы повысить свой уровень, круглосуточные новости (или “newsak”, по определению бывшего члена парламента Великобритании и журналиста Мартина Белла) стали фоновым шумом, непрерывным неострым ассортиментом малозначимых “закусок” - в ключевой фразе телевизионной программы “Сегодняшний день” их охарактеризовано как “Новости от телека брюху”. Postman и Powers (1992), считая, что эти отрицательные тенденции невозможно остановить, пришли к выводу, что необходимо смотреть гораздо меньше новостей и учитывать их язык, политические и коммерческие интересы студий. Около 15 лет назад Karpf (1988) предсказал уменьшение количества научных программ и их слияние с программами новостей. Психиатры Berlin и Malin (1991) описали свой опыт исследований с помощью телевидения, при этом требования конфиденциальности не позволяли им привлекать местные средства массовой информации, настроенные недружелюбно. Noel Coward считал, что телевидение не следует использовать для исследований, но во многих случаях психиатры должны тщательно оценить соотношение вреда и пользы, прежде чем появиться в телевизионных новостях (вставка 3). Ассоциация The Glasgow Media Group, проанализировав содержание телевизионных новостей Великобритании на тему психического здоровья за апрель 1994 года, обнаружила, что 70% этой информации было связано с насилием (Philo, 1996). С точки зрения повышения уровня психического здоровья населения телевидение в целом и телевизионные новости в частности являются основным источником стигмы.



Дети в США смотрят телевизор минимум 25 часов каждую неделю или 30% времени, которое они проводят в бодрствующем состоянии. К окончанию школы это составляет 19000 часов по сравнению с 13000 часов обучения в школе в течение жизни (Postman & Powers, 1992). Кроме исследования воздействия такого малоподвижного образа жизни на физическое состояние детей и эмоциональных последствий проведения перед телевизором большего количества времени, чем в общении с людьми, в том числе и с родителями, многие специалисты изучали влияние содержания программ (явного или скрытого) на поведение. Klein и коллеги (1993) обнаружили корреляции между контактами со средствами массовой информации и рискованным поведением (по данным анкетирования 2760 подростков в США). Частота различных форм рискованного поведения, которое включает воровство, злоупотребление психоактивными веществами, ранние сексуальные связи, коррелировала с общим “потреблением” телевизионных и радиопрограмм - в среднем 40 часов каждую неделю для каждого средства массовой информации в данной популяции подростков в возрасте 14-16 лет, однако причинных связей установить не удалось (Klein et al, 1993). Несмотря на выводы предыдущих исследований, частота самоубийств коррелирует не с наличием телевизора, а с уровнем достатка (Lester, 1994). Учитывая количество и разнообразные формы контактов со средствами массовой информации, неудивительно, что поиски отрицательного психологического воздействия конкретных программ оказались полностью безуспешными. Когда популярная в Великобритании программа Би-би-си (“Casualty”, имеющая аудиторию 15,5 миллионов зрителей) сообщила о том, что смерть после приема больших доз парацетамола наступает мгновенно, это не отразилось на характере суицидальных попыток на региональном уровне (Simkin et al, 1995). Однако более позднее исследование с использованием тех же методов показало, что в целом по стране количество отравлений парацетамолом удвоилось, когда та же программа показала серьезные последствия приема большой дозы этого препарата пилотом военно-воздушных сил Великобритании (Hawton et al, 1999). При проведении исследования влияния насилия возникают также методологические проблемы. Предположение о том, что дети являются уязвимой частью зрительской аудитории, было подтверждено и установлена связь между просмотром телевизионных программ и агрессивными формами поведения (Villani, 2001). Wilson и коллеги (1999) провели контент-анализ драматических произведений, демонстрирующихся в телевизионный “час пик”, и подтвердили, что психические расстройства постоянно представляли как насилие, хотя в процентном отношении это проявлялось реже, чем по данным предыдущих исследований (Wahl, 1995; Philo, 1996). Прямые контакты между пользователями психиатрической службы и специалистами, а также авторами программ вне съемочной площадки имеют потенциально большое положительное значение. Телевидение может сослужить большую службу обществу при соответствующем внимании к этому вопросу: например, такие герои, как Джой Рейнбоу в программе Австралийского телевидения “Home and Away” (http://www.sane.org/stigmamediahomeaway.html) и Джо Уикс в программе “Eastenders” (http://news.bbc.co.uk/1/hi/health/430859.stm) дают реальное представление о шизофрении.

На радио иногда смотрят как на бедного родственника телевидения. Создание программ обходится недорого, как и доступ к слушателям, при этом радио обладает большой гибкостью. Хотя радио оказывает меньше влияния на население в развитых странах по сравнению с развивающимися, подростки в западных странах слушают радиопередачи чаще, чем взрослые (Klein et al, 1993). Доступность радиопередач в Интернете - это возможность ознакомиться с иностранными программами, и последние достижения в области цифрового радио могут еще больше увеличить количество слушателей. В одном из обзоров отмечалось, что радио является наиболее экономичным средством для распространения знаний о психическом здоровье (Austin & Husted, 1998), а канадское общественное движение против стигмы использовало каналы модульного радио (http://www.camh.
net/journal/journalv2n2/myth_schizophrenia.html). Радио очень удобно для специалиста, начинающего выступать в средствах массовой информации; его программы легче всего воспринимать, и они особенно подходят для освещения проблем психического здоровья. После телевизионного интервью зрители будут помнить, что на вас надето. После радиопередачи слушатели запомнят, что вы сказали.

Нежелание специалистов ввязываться в споры, ведущиеся в средствах массовой информации, - это не новое явление. Сэр Уильям Ослер в 1907 году предупреждал коллег, что:

“В жизни каждого врача, достигшего успеха, возникает соблазн поиграть с далилой прессы, как ежедневной, так и других ее видов. Иногда она может оказывать внимание и приносить удовлетворение, но знайте, что рано или поздно она обязательно поступит как проститутка и отберет последнее, а именно доверие собратьев по профессии (цит. по Karpf, 1988, р. 3).

Совет Ослера относится к тем нынешним психиатрам, которые, по-видимому, не могут отказаться от интервью из-за недостатка у них знаний или способностей (вставка 3), и появление на телевизионном экране является лучшим примером тому. В отличие от этого радио доступно всем нам, невзирая на наши способности, и местное радиовещание представляет собой эффективный способ коррекции новостей, распространяемых централизованно. За последние 15 лет члены Колледжа психиатров, которые хотели выступить в средствах массовой информации, получали поддержку от отдела внешних связей этого учреждения. Проблема заключается в том, что очень мало психиатров дают интервью: всегда предпочтительнее использовать высококвалифицированных специалистов, а не тех, в отношении которых возникают сомнения. Мы знаем, какую пользу приносит информирование и просвещение пациентов, и существует настоятельная потребность охватить более широкую аудиторию, включающую все население (Byrne, 2000b). Во вставке 3 приведен перечень вопросов, которые необходимо учитывать при участии в интервью. Всегда полезно иметь фактический материал, и хорошими источниками для этого являются Ассоциация психического здоровья (the Mental Health Foundation (1999)) и данные государственной статистики (http://statistics.gov.uk).
...

ТВ, психиатрия, медиатизированная реальность

Previous post Next post
Up