Dec 21, 2013 22:10
Как это всё бывает? Как всеобщий энтузиазм и «праздник революции» сменяются горьким разочарованием и сожалением о неумном увлечении улицей и разрухой. Обо всём этом Украина узнает через несколько лет, если поддастся майдану. Даже, если Украина не поддастся майдану, а просто будет ждать как и чем это закончится, обо всё придётся потом горько пожалеть.
Но ведь не первый раз всё это? Не первый. И не только это было в нашей давней истории, но и в истории тех из нас, кто застал рубеж 1980-90-х гг.
Это было и раньше. Совсем давно по человеческим меркам. Знаменитый писатель Михаил Пришвин переживал февральскую революцию 1917 года, работая в министерстве. Его ощущения очень похожи на знакомые нам из нашей жизни. Только мы должны помнить и об ответственности стороннего наблюдения за событиями, о невозможности остаться в стороне от результатов событий:
1 марта 1917 года:
Жуткий вопрос, что делается в остальной России - никто этого не знает. И кто-то говорит: «А радость какая, будто Пасха».
Посетил своего начальника. Его рассказ о князе Шаховском - встретил его в Москве - прострация: виноват Хабалов, что распустил Солдат, ездили на трамваях, курили, так будет дня три, потом взять человек десять, повесить - и всё будет по -прежнему.
Телефон: Москва присоединилась, Новгород присоединился. […]
2 марта 1917 года:
Утренний пеший поход в Государственную Думу. Полная тишина: ни одного выстрела. Будто переходишь из глубокого тыла на фронт. Литейный, Окружной суд - моряки в красном: а вообще всё, как в завоёванном городе, и даже объявления старого правительства, как объявления в Львове старого правительства. […]
Учредительное собрание. Тревожный вечер: ожидание, что всё взорвётся.
13 марта 1917 года:
В банке встретился первый живой русский старик из провинции:
- Республика или монархия?
- Республика, потому что сменить можно.
- А как же помазанник?
- В Писании сказано, что помазанники будут от Михаила до Михаила - последний Михаил, и кончились. А теперь настало время другое, человек к человеку должен стать ближе, может быть, так и Бога узнают, а то ведь Бога забыли.
27 апреля:
Казалось раньше, что в случае чего можно забраться в свой угол, забраться, забиться и выжидать. Но теперь углы эти разбиваются, из этих углов людей выбивают - бежать некуда.
(Пришвин М.М. Дневники. 1914-1917. - СПб.: ООО «Изд-во «Росток», 2007.)
«Февральско-мартовский переворот (1917 года - А.В.) я встретил уже в должности сенатора […].
Принято говорить: движение началось стихийно, солдаты сами вышли на улицу. С этим я никак не могу согласиться. Да и что значит слово «стихийно»? Когда кто-либо ссылается на стихию, на случай, он в сущности признаётся, что подлинная причина события ему не известна. «Самопроизвольное зарождение» ещё менее уместно в социологии, чем в естествознании».
(Завадский С.В. На великом изломе (Отчёт гражданина о пережитом в 1916-1917 годах) // Архив русской революции. В 22 т. Т. 11-12. - М.: Терра, Политиздат, 1991. )
Тоже самое мы можем сказать и о современном майдане в Киеве. Зародился ли он сам по себе? Нет, но так называемые лидеры этого майдана и не скрывают своей роли. Они скрывают другое, что сами они - всего лишь актёры, пусть и на главные роли назначенные, но всё-таки, повторю ещё раз, они лишь играют пьесу, которую пишут другие. Те, другие, "зарубежные друзья" пишут сценарий для майдана, пишут последовательность сцен и действий и могут обеспечить появление ведущих игроков из других «мировых театров».
Всё бы это ничего. Только цена для всех остальных граждан Украины за просмотр этого «спектакля», их личная жизнь и жизнь государства.
Украина,
революция,
февральская революция,
майдан,
1917 год