Продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/107978.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-1. Там же ссылки на прочие предшествующие посты в тему.
Еще один сравнимый со Слюсаренко авиагигант - Червоннский аэропланный завод Ф.Ф.Терещенко.
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/aviazavody-rossijskoj-imperii/chervonnskij-aeroplannyj-zavod-f-f-tereshhenko/Ф.Ф.Терещенко был потомственным дворянином и сахарозаводчиком, но заболел авиацией. В 1909г (в возрасте 21 год) он сделал подражание аппарату "Блерио-XI" под названием "Терещенко №1" и демонстрировал его по выставкам, вызывая общий восторг - хотя этот аппарат ни разу (!) не взлетал. Была в РИ тогда такая мода. ;-)
Год спустя Терещенко уже сдал экзамен на пилота-авиатора, и всерьез занялся авиацией, пользуясь доходом от родового дела по производству сахара и спирта.
К этому времени в его предприятии уже состояли аппараты собственной постройки "Моноплан №1" и "Моноплан №1бис". Об их ТТХ и вообще способности летать, впрочем, сведений не было; о происхождении конструкции - тоже. ;-) При предприятии состоял впоследствии заметный авиаконструктор Григорович, тогда - недавний выпускник Киевского политеха.
Предполагают, что это он был реальным автором следующих проектов "Терещенко №2" и "Терещенко №3", они же Г-2 и Г-3, тоже на основе конструкции Блерио. Эти вроде бы даже летали, но подробности остались неизвестными. В любом случае, Григоровича заметил и переманил к себе Щетинин; а сам Терещенко не чувствовал себя в авиаконструировании способным на большее, чем давать свое имя чужим конструкциям, и нанял новым конструктором С.Зембинского. Тот создал очередного "Терещенко", уже №4, тоже явное подражание Блерио, - но самолет был при испытаниях разбит, а конструктор уволен. Его сменил французский гражданин, конструктор и пилот Альфред Пишоф. Очередной "русский" авиаконструктор, ага. ;-)))))
Как назывался следующий самолет из Червонного, сделанный в 1913-1914гг, угадали? Правильно, "Терещенко №5". А потом еще "Терещенко №5бис" :-)
И на что он был похож, тоже угадали? Правильно, на Блерио.
Впрочем, "русский" конструктор А.Пишоф для очередного "русского" клона Блерио постарался разработать интересные решения, позволявшие за единицы минут разбирать самолет для перевозки наземным транспортом, и главное, потом за сравнимое время еще и собирать. Этот аппарат стал первой продукцией Терещенко, которую удалось продать, и первой же, на радостях предназначенной для как-бы-серийного производства. Однако, спрос оказался на этом исчерпан. За 1913г. расход предприятия Терещенко составил 44,5 тыс. руб, приход - 7,155 руб от единственной продажи. Как-бы-собственная конструкция Терещенко интереса и доверия у потенциальных заказчиков не вызывала, что неудивительно. Поэтому было принято решение бросить самоделки школьника, заняться копированием отработанных и завоевавших доверие зарубежных моделей.
В начале 1914г. удалось получить контракт на постройку 8 аппаратов Фарман-22 (таких же, как и у Слюсаренко, см. выше), причем с жестким ограничением на покупку импортных комплектующих. Аппараты приобретались по 9 т.р., с комплектами запчастей сумма контракта выросла до 93 тыс.
Тут братья Фарман наконец заметили очередного русского поклонника их творений, и потребовали оплатить лицензию. Их соотечественник Пишоф выступил посредником на переговорах по урегулированию вопроса ко взаимному удовлетворению. Заодно от братьев Фарман был получен как минимум один (а может, не один) самолет готовый, французского производства, доставленный из Франции и пересобранный в Червонном. Сумма выплат братьям не указывается.
Контракт был выполнен, но со значительным опоздением: вместо 31 июля 1914г. сдача продолжалась до весны 1915г, что для тогдашней РИ было нормальным ходом дел. Еще пару таких самолетов Терещенко продал военным вдогонку к этой партии. В целом предприятие стало казаться прибыльным, и работа на дорого обходящееся ЧСВ Терещенко продолжилась: на "Терещенко №5бис" и его развитие Терещенко №6 были поставлены новые моторы "Рон" 60 л.с. и "Гном" 80 л.с., а предприятие получило название "Червоннский аэропланный завод". С началом войны удалось сбыть оба опытных самолета в армию, однако военные собрали список серьезных замечаний к ним, и захотели получить нечто более похожее на "Моран-Парасоль", тоже упомянутый выше. Был уже заключен контракт на пару улучшенных "парасолей", - однако сначала произошла задержка с доставкой необходимых комплектующих из Франции (здравствуй, передовая и самостоятельная царская промышленность); потом в это благолепие вмешалась фирма "Моран-Сольнье", желающая не только получить законные лицензионные отчисления, но и сберечь свою репутацию: французы строго запретили вносить изменения в их исходную конструкцию.
Контракт пришлось расторгнуть.
Терещенко попробовал переориентироваться на серийное производство "Фарман-16", благо отношения с братьями Фарман были вроде бы уже налажены.
Модель Фарман 15/16 образца 1911/13г. была к тому времени уже преимущественно учебной, - но при жесткой нехватке самолетов могла по прежнему применяться как разведчик: 70 л.с., до 90км/ч, потолок 2,5 км, машина была достаточно простой и удобной в управлении, дешевой и не капризной в производстве.
http://www.airwar.ru/enc/other1/farmat15.htmlПроизводственные мощности прикидочно должны были обеспечить производство 50 таких самолетов в год, - но и эта небольшая цифра осталась недостижимой.
К тому же Терещенко и его конструкторы опять не удержались от внесения изменений в конструкцию оригинала, либо оказались не в состоянии точно ее выдержать, - отчего с другими самолетами как-бы-той же модели от других производителей они оказались несовместимы по многим запчастям, с понятными сложностями при ремонтах.
Тяжелые неуспехи царской армии в ПМВ стали фатальными и для предприятия Терещенко. Великое отступление привело к демонтажу завода.
Изготовленные напоследок 15 самолетов "Фарман-16" (снова 5% от их производства в РИ) и опытный "Терещенко №7" оказалось тяжело пристроить, и не менее тяжело сбыть. "Дукс" предлагал выступить перекупщиком, но на выгодных для себя условиях, - которые Терещенко не устроили, и он приложил все возможные усилия для самостоятельного устройства поставок в армию, которая испытывала жестокую недостачу самолетов.
Открыто процветающая коррупция в поставках для царской армии грозила съесть значительную часть прибыли. Терещенко и его агенты смогли обойти часть хапуг-посредников, - ценой серьезной ссоры с ними на будущее, но будущего у предприятия Терещенко все равно уже не было. Не было и избытка средств, т.к. основные его источники прибыли, связанные с сахаром и спиртом, тоже оказались на захваченной немцами территории. Довести до ума "Терещенко №7" так никогда и не удалось. Остатки оборудования, станки, недоделанные самолеты, детали и комплектующие к ним, и т.п., в итоге приобрел по дешевке все тот же "ДуксЪ".
Жалко даже стало труды и средства Терещенко, вложенные в авиацию, и не давшие ожидаемой отдачи. Возможно, лучше ему было бы так и оставаться только сахарозаводчиком, - там его дела шли гораздо успешнее.
В итогах этого предприятия: 10 экз. Фарман-22, из них в т.ч. по кр. мере один, сделанный полностью во Франции и перепроданный в РИ через Терещенко; 15 экз. Фарман-16; 3 опытных самолета, проданных по случайным оказиям; единицы не пошедших в дело опытных экземпляров и недоделок. В сумме 28 экз, примерно 0,8% продукции РИ.
Из них как-бы-русской конструкции... Ну, положа руку на сердце, стоит ли считать русскими самолеты, сделанные по образцу французских, и слегка измененные французским же конструктором на русской территории? Их таких нашлось 3 (ТРИ) пошедших в дело; и еще были 4 (ЧЕТЫРЕ) опытных экземпляра, тоже прямое подражание французским, которые никуда не были применены, - и даже не факт, что летали.