РодинаСлоновЪ и крейсерская война. 1. Эпоха парусов и дерева.

Jul 20, 2021 11:00

*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html
1. Среди мировых приоритетов РодиныСлоновЪ, на которые претендуют хрустобулочные фантазеры, есть и такое: Россия первой в мире (ТМЪ) открыла крейсерскую войну на коммуникациях действиями ВОК в РЯВ, и именно эти действия, великие по успешности, масштабам и последствиям, стали примером для подражания многих, особенно - германцев с их рейдерскими действиями в ПМВ и ВМВ.
2. Ах да. Еще за полвека до РЯВ, предвосхищая сию очередную героическую страницу свершений Р.И.Ф., во время Крымской войны в 1854 г. была мыслителем в чине аж целого капитан-лейтенанта написана не имевшая ни малейших реальных последствий докладная записка о том, как неплохо было БЫ устроить англичанам полный абзац крейсерской войной на их коммуникациях, от которых зависит самоё существование Британской империи. https://cyberleninka.ru/article/n/obsuzhdenie-strategii-kreyserskoy-voyny-v-voenno-morskih-krugah-rossii-v-1850-1870-e-gg
адъютант дежурного генерала Главного морского штаба капитан-лейтенант А. С. Горковенко, командированный в Северо-Американские Соединенные Штаты, отправил генерал-адмиралу вел. князю Константину Николаевичу записку с длинным названием: «О гибельном влиянии, какое имело бы на торговлю Англии появление в Тихом океане некоторого числа военных крейсеров наших, которые забирали бы английские купеческие суда около западных берегов Южной Америки, в водах Новой Голландии и Китайских»
Горковенко считал, что в Сан-Франциско можно будет дешево приобрести нужное количество клиперов «отлично-хороших ходоков, во всех отношениях способных к такому крейсерству». Команды для новых крейсеров предполагалось взять с фрегатов вице-адмирала Е. В. Путятина, находившихся на Камчатке.
«Можно, наверно, сказать, что первое известие о взятых нашими крейсерами английских торговых судах произведет сильное действие на Лондонской бирже, цена страхования судов возвысится непомерно, все товары будут отправляться на американских судах, и английское торговое судоходство в Тихом океане уничтожится. Те же самые крикуны, которые теперь требуют войны, попросят мира, тем более что поймать наши крейсеры на пространстве океана будет делом почти невозможным, как бы многочисленны ни были военные суда, для того отряжаемые из Англии и Франции. Небольшие клипера всегда могут укрыться там, где появление военного фрегата или корвета тотчас сделается известным…»
На этой записке вел.князь Константин Николаевич резолюцию оставить соизволил: «Государю эта мысль очень понравилась, и он приказал мне лично переговорить с Нессельроде об исполнении. Пугают только деньги».

И это было ВСЁ. Нью-Васюки в очередной раз не стали столицей мира. ;-)

Сия маниловщина и объявляется первым в истории человечества полетом мысли в таком направлении. Как будто не было столетий истории средиземноморских войн за господство на море, викингов и корсаров, Великой Армады, континентальной блокады Наполеона...
Напоминаю, что на тот момент Черноморский флот РИ был уже потоплен своими же экипажами, Балтийский отсиживался на базе, ни малейшими средствами для крейсерской войны против Британии Россия не располагала даже в принципе и в разумно обозримом будущем.
На закупку дешевых клиперов в Сан-Франциско Россия денег не нашла. Поражение в Крымской войне, помимо прямых военных расходов и трат, обернулось падением национальной валюты, резким снижением прибыльности внешней торговли из-за навязанных победителями таможенных льгот, и дополнительными потерями от многочисленных спекуляций, связанных с нежеланием царских финансистов признать реальное падение покупательной стоимости рубля, - потому вынужденных покупать за твердые обеспеченные деньги, а продавать за обесцененные ассигнации. К тому же царские вояки, финансисты и дипломаты, каждый по своему, слишком явственно ощутили, как больно и невыгодно им ссориться с англичанами, каким бы то ни было способом.

А вот еще немного реальной истории.

3. Не то чтобы первым и не имевшим аналогов, но безусловно значительным событием в этом направлении была крейсерская война южан против северян во время гражданской войны в США.
Не то чтобы она сильно повлияла на сухопутные события (а ни одна рейдерская кампания на них всерьёз не повлияла, и ВОК в том числе) - но по размаху стала весьма значительной. За 1862 - 1865 гг. рейдеры южан захватили или потопили более 200 крупных кораблей, занимавшихся снабжением противников, и почти треть из них, 65 кораблей, стали заслугой одного из рейдеров - знаменитой "Алабамы". В т.ч. в ее заслугах победа над боевым кораблем - канонеркой северян "Хаттерас". Об этом написано много где, например https://picturehistory.livejournal.com/499424.html и https://arsenal-info.ru/b/book/1530389417/17, эпизод с канонеркой отдельно https://topwar.ru/66499-oshibochka-vyshla.html
Это стало не то чтобы рекордом в мировой истории, но рекордом 19 века - точно, и весьма достойным результатом рейдерской деятельности, далее не превзойденным вплоть до "Эмдена". Весь ВОК тут и рядом не проплывал.
Всего за время войны рейдеры южан потопили примерно 5% торгового флота северян и перехватили менее 1% их грузооборота по морю. Примерно такой же (редко - лучше, чаще - хуже) эффективностью обладали и другие крейсерские войны на коммуникациях.

4. Еще более ранним, и более значительным, но более растянутым по времени (и более забытым) примером классической морской войны на коммуникациях была "каперская война" между Францией и Англией с Голландией в конце 17 - начале 18 века. Здесь тоже не буду углубляться в подробности, которые можно в количестве обрести по ссылке
https://warspot.ru/4331-velikie-kreyserskie-voyny-frantsiya-protiv-augsburgskoy-ligi
Упомяну только кульминацию этих событий в "первой серии"(конец 17 века): разгром Смирнского конвоя летом 1693 года. В составе торгового каравана было около 400 судов, их охраняли 20 линейных кораблей, 3 фрегата, 4 брандера, 1 бриг и 2 бомбардирских судна. Корсарский флот Турвилля в составе 71 корабля вышел на перехват из Бреста. Эскорт быстро пустился в бегство, но даже при этом часть его кораблей была захвачена или потоплена, оставшиеся корабли эскорта и 50 успевших вместе с ними тогровых судов спаслись на Мадейре. Большинство торговцев пустились в бегство врассыпную, захвачено было "только" около 100 из них, но и эта добыча оценивалась в 3 млн фунтов, или 3/4 тогдашнего годового бюджета Англии.
В целом, корсары смогли уничтожить или захватить до 13% торгового флота Англии и Голландии, однако исход войны это не решило ни в коей мере. Англичане перестроили свою тактику с ожидания генерального сражения регулярных флотов на антикаперскую войну, и добились в ней определенных успехов, а экономика Франции не вынесла военную нагрузку, и король-солнце Людовик XIV был вынужден торопливо заключать мир со всеми своими противниками.
5. Продолжение последовало во время войны за испанское наследство (1701-1714 гг.) . Хоум Флит значительную часть своих сил перевел к Пиренейскому полуострову, и корсары воспользовались ослаблением давления на них. Снова вспыхнула война на коммуникациях, обильная событиями, достойными десятков авантюрных романов в духе Саббатини, но о них можно узнать по ссылке https://warspot.ru/4333-velikie-kreyserskie-voyny-draka-za-ispanskoe-nasledstvo , - а в этой саге о них более сказано не будет.
Зато надо отметить, что именно в это время (1705 г.) маршал Вобан в своём труде «Mémoire concernant la caprerie» предложил королю идею неограниченной крейсерской войны.
Атаки конвоев надо систематизировать и усилить. Именно торговые караваны должны стать целью флота. Для успешных атак конвоев с сильным охранением лучше посылать группы из 4-6 линейных кораблей и 6-8 фрегатов с сильным вооружением и многочисленной командой, постоянные же атаки отдельных приватиров должны были парализовать прибрежную торговлю Англии.
Результатом должно стать разорение государств, живущих на привозных товарах и морских перевозках. При этом впервые была озвучена идея, что не обязательно захватывать торговые суда противника: их гибель также ослабляла Англию и Голландию и усиливала Францию. Конвойная война должна была вестись по всему миру, дабы распылить силы союзников, заставив их отправить большую часть кораблей подальше от вод Метрополии. Это предохраняло Францию от вторжения с моря, и развязывало руки частным корсарам.
Когда там, говорите, РусскийЪ мыслитель Горковенко предложил то же самое? Полтораста лет спустя?
А воплотили эти идеи РусскиеЪ ЕроиЪ когда? Через еще полсотни лет?
Не иначе как машину времени применили лягушатники, чтобы РусскиеЪ гениальные идеи своровать в очередной раз! ;-)))
Маршал считал, что через три года после начала неограниченной крейсерской войны Англия и Голландия встанут на колени и будут вынуждены пойти на мировую.
Чего, как мы знаем, не случилось.
В очередной раз система побила одиночек-авантюристов при всех их талантах. Всё движение торговых судов было сведено в большие конвои с сильным охранением. Не всегда такие конвои могли отбивать атаки мощных групп каперов, но даже победы стоили каперам большой крови, тем более - поражения. Свою торговлю Франция тоже не смогла сохранить: объем ее перевозок через Атлантику и Индийский океан сократился втрое, гораздо больше, чем у англичан и голландцев. Каботажные плавания тоже понесли большой ущерб от блокады крупнейших французских портов, вызванной действиями тамошних каперов.
Тем не менее, масштаб действий рейдеров в этих войнах впечатляет. Самым результативным за весь период оказался Дюгэ-Труэн, который уничтожил или захватил 20 военных кораблей и 300 судов противника. На втором месте идёт Форбэн с 10 кораблями и 150 судами. А самым, пожалуй, знаменитым из тогдашних дюнкерских корсаров, более прочих удостоившимся памятников и прочих восхищенных признаний его заслуг и славы, был Жан Бар (Барр, Барт, в общем Jean Bart) - национальный герой Франции, заслуживший свою славу более дерзостью и экстравагантностью своих поступков, чем их результативностью. Но и он далеко переплюнул весь будущий ВОК по числу побед. Особенно над боевыми кораблями противника, чем ВОК уж никак похвастаться не мог.
Правда, в последующие времена водоизмещение кораблей возросло в разы, что позволяет более скромным, вроде бы, по числу кораблей достижениям, вроде результатов "Алабамы", оказываться вполне сравнимыми и не менее достойными. Но и это не спасает ВОК, его результаты позже посчитаем подробнее.
*см. список постов в этой серии https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html

ликбез, без-ретуши, ВеликиеРусскиеПобедыЪ, РКМП, ВОК, Флот, родинаслонов, РЯВ, КрейсВойна

Previous post Next post
Up