* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/290268.htmlСнова к авиации. Про первыйЪвЪмиреЪ(ТМЪ) РусскийЪ самолет-торпедоносец.
В подавляющем большинстве таких заявок от наших патридиотЪовЪ, при объективном ознакомлении с темой, обнаруживается: поводом для них стало опоздавшее на неск. лет подражание в РИ зарубежным уже серийным образцам (или прямое копирование их), о которых нашей публике знать не положено.
Так было с гидропланами (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html), самолетами-истребителями (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/96013.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/227333.html), дирижаблями (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8) и много чем еще.
Торпедоносцы - случай даже хуже: не только англичане сделали торпедоносец гораздо раньше, чем им попытались подражать в РИ, но даже реально НЕ было торпедоносца при батюшке-царе, - а был только прожект, так и не доведенный до ума.
В Англии запатентовали самолет-торпедоносец в 1913 году и в том же году сделали торпедную подвеску на гидросамолет Short Folder, с которого летом 1914 года уже провели успешное испытание по поражению морской цели торпедой с летящего самолета (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/127690.html (пункт10)) - пока еще в небоевой обстановке, время-то было еще мирное.
Через менее чем год, во время Дарданелльской операции, уже более совершенная модель специально сконструированного самолета-торпедоносца Short Type 184 торпедами с воздуха потопила в разных вылетах 3 турецких парохода. И вот тогда в РИ решили повторить успехи англичан, проводя все работы в обстановке глубокой секретности (непонятно, зачем и от кого так секретились, после уже известного всему миру успешного аналога).
Вот что об этом привычно врёт википедия.вру: "Гидроаэроплан специального назначения (ГАСН) - первый в мире морской торпедоносец, созданный авиаинженером М. М. Шишмарёвым в 1915 году." Конкретное враньё подчеркнуто мной.
Насчет "первого в мире" должно быть уже очевидно, но на этом враньё не заканчивается: в 1915 в РИ только начали задумываться о постановке задачи, и даже такая "теоретическая работа" шла с традиционной для РИ неторопливостью.
Сначала были надежды использовать как основу существовавший "муромец" Сикорского, - но их производство и так феерично отставало от заказов, планов и потребностей, едва (и не всегда) покрывая потери на фронте.
Задачу поручили ПРТВ (он же завод С.С.Щетинина, см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html). Серьёзная задержка, как обычно для РИ в то время, была связана еще и с поиском двигателей: мощные моторы "Рено" на 220...250 л.с., предполагавшиеся для ГАСН, в РИ не умели даже копировать, а про самостоятельное создание аналогов и говорить не приходилось. Такие моторы в готовом виде (или наборы для их отверточной сборки) поступали в РИ из Франции непростым в военных условиях путём, поштучно и с большой задержкой, а спрос на них был огромный, потребители подолгу ждали свою очередь.
До работы по созданию реального летательного аппарата в первом (!) опытном (!) экземпляре дошло уже только в конце 1916 (!) года. (
http://www.airwar.ru/enc/bww1/gasn.html) Пока самолет строился, прошло еще немалое время, и только 24 августа (!) 1917 (!!) года самолет совершил первый реальный полёт. С отставанием уже на минимум 3-4 года от англичан, прошу заметить, через 2+ года после успешного боевого (!) применения серийного (!) английского аналога, через ~2 года после решения о создании аналога в РИ.
При этом, царский "первыйЪвЪмиреЪ" ))) совершал вылет в небоеспособном состоянии, без торпеды, - и по результатам вылета обнаружил ряд недостатков, препятствующих его постановке в серию (что являлось отдельной задачей, в условиях РИ тоже нелегкой и небыстрой): "Наряду с хорошей мореходностью и управляемостью на воде, выяснилась необходимость улучшения центровки и повышения эффективности рулей. В сентябре, при проведении полетов, сломался один поплавок. Самолет починили и снова испытали в полете".
До боеспособного состояния ГАСН так и не был доведен НИКОГДА. И даже в условиях, лучших из реально возможных, не имел шансов на серийное производство до конца ПМВ.
К нему вернулись в конце 1920 г. (когда в мире самолеты-торпедоносцы существовали уже во множестве), но в ходе новых испытаний произошел еще ряд поломок, - видимо, такая хорошая была конструкция, - и недоделку окончательно забросили.
Первые наши реально дееспособные самолеты-торпедоносцы появились уже начиная с 1929г.(
http://www.airwar.ru/enc/bww1/tb1p.html), и никакого к ним отношения ГАСН уже не имел. Не было никаких торпедоносцев на вооружении РИА и РИФ. А первыми боеспособными торпедоносцами на вооружении РККА были те самые английские Short 184 образца 1915 года, дождавшиеся применения после доставки их в Архангельск в порядке союзной помощи от Антанты во время ПМВ и неск. лет хранения там на складах.
(Г.Ф.Петров."Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999", стр.54)