Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)
Среди модных нынче мифов, воспевающих РоссиюКоторуюМы, есть и такой: царская империя была ведущей авиационной державой мира!
0. В доказательство тому приводится утверждение, будто в РИ перед ПМВ находилось рекордное в мире число самолетов. В российской авиации числилось по разным источникам от 244 до 263 самолета, а в военной авиации Франции, Германии и Англии было по немногим более 200 самолетов. В общем, ни у кого не было такой могучей боевой авиации, как в России!
1. Вранье тут начинается с того, что в РИ идут в счет ВСЕ самолеты, хотя бы формально существующие в стране (впрочем, они практически все предполагались для военного использования при необходимости), без оглядки на их реальные возможности - а у других стран только официальная численность государственного (!) воздушного флота (что в развитых странах было совсем не одно и то же, как увидим ниже).
2. В том числе, в строю на лето 1914г. считались по разным источникам от 6 до 10 самолетов "Илья Муромец" (ИМ), о котором (и о мифах, с ним связанных) надо еще писать отдельно. См. тэг ИлМур
https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%BB%D0%9C%D1%83%D1%80Пока отмечу, что первый экземпляр ИМ первый полет совершил 10 декабря 1913г., и долго оставался единственным, опытным, подвергался на ходу доделкам и переделкам; второй (ВТОРОЙ) экземпляр был сделан по разным источникам от апреля до начала мая 1914г. (похоже, что разногласия между источниками связаны с тогдашними фокусами летоисчисления, "старым стилем" и "новым стилем"), вскоре после того был заключен контракт о постройке следующих экземпляров для Военного ведомства.
Самолеты, от которых тогда не еще было ничего, кроме бумаги с контрактом, были авансом зачислены в состав боевых сил царской авиации ("Маменька была еще тяжела мною, когда я уже зачислен был в полк сержантом"(С)Классика). Точно так же в царский боевой флот были, вскоре после закладки в 1912г., зачислены "лучшие в мире" ;-) ЛКр типа "Измаил", - которые реально в строй не были введены НИКОГДА, потому что некоторые критично важные для них компоненты "передовая" царская промышленность сделать сама не могла, а заказаны эти компоненты были (от великого ума и предусмотрительности царских гениевЪ) у немцев, в Германии и Австро-Венгрии, которые с началом войны эту работу прекратили. Замечу заодно, что в развитых странах тогда корабли такого класса от закладки до реального ввода в строй делали около 2 лет, в РИ за почти 2 года осилили около 40% готовности, за еще 3 года - практически ничего. Виновата в этом была, конечно, революция 1917 года :-)
Несуществующие самолеты фигурировали в отчетах, из них формировали самые передовые в мире ;-) воздушные соединения. К 1 сентября 1914г. в Военно-Воздушниый флот РИ были переданы 4 самолета - всё, что тогда существовало реально... почти. Почти, потому что для практического бомбометания все они были НЕ оборудованы!
Это дооборудование заняло еще несколько месяцев у части самолетов из той партии.
Почему не у всех?
Один из них был наспех переоборудован в гидросамолет, объявляемый ныне самым большим в мире за всё время до конца ПМВ... вот только он едва дожил даже до начала войны. В одном из первых же вылетов (если не в самом первом, кроме аж целых 15 минут испытательного полета) вышел из строя (надежнейший в мире, ага), аварийно спустился на воду, где несколько дней безуспешно дожидался ремонта,- а там и война началась, поэтому он был в панике сожжен своим экипажем, принявшим за немецкие эсминцы какие-то совсем мирные корабли.
В порядке вишенки на тортик: экипаж этого гидросамолета должен был нести службу морских наблюдателей, т.е. уметь издалека определять тип и характеристики вражеских кораблей. Специалисты были, как и всё в РКМП, лучшие-вЪ-мире(ТМЪ), - сразу видать.))
Немного дольше проживший самолет был основным, на котором производилось разработка и испытание оборудования, необходимого для превращения теоретической, ага, возможности бомбардировок в реальную практику. Заодно обнаружилось, что до своих бумажных рекордных характеристик, особенно по высотности и скорости подъема, он не дотягивает очень сильно. В ходе этих работ самолет был изношен до полной непригодности к чему бы то ни было, и более о нем в этой саге сказано не будет.
Кто остался на трубе?
Первый (!) как-бы-боевой вылет ОДНОГО "Муромца" как-бы-состоялся в конце февраля (н.с.) 1915(!!) года. Как-бы - потому, что по погодным условиям вылет был отменен. На следующий день самолет вылетел снова с задачей уничтожить переправу, которую не нашел (!) и сбросил бомбы "где-то во вражеском тылу". Так и началась, наконец, как-бы-боевая служба ИМ.
В марте/апреле (!) 1915 года в строю ФОРМАЛЬНО появился ВТОРОЙ реально действующий ИМ, но освоение машины экипажем, перебазирование и т.п. заняло еще пару месяцев до первого реального боевого применения - и эти 2 (ДВА) самолета "совершали великия дѢла, покрывая себя великой славою" :-) в таком составе... совсем недолго, около месяца: до июля 1915 года, когда первый из них вышел из строя насовсем (получив непоправимые повреждения в воздушном бою и при последовавшей вынужденной посадке. Но это была ни разу не боевая потеря, господа, совсем-совсем не боевая!).
Война шла уже почти год, когда в отряде (состоящем иногда из пары "муромцев", а в основном из вовсе аж одного!), пышно именовавшемся "ЭВК" (Эскадра воздушных кораблей), наконец прибавилась еще пара. Второй вступивший в строй "муромец" вскоре был угроблен, вместе со всем экипажем, неумелой попыткой его переделки для увеличения скорости.
И только поздней осенью 1915 г. контракт был наконец выполнен, а числившиеся в строю перед войной "Муромцы" наконец перестали быть чисто бумажными.
К этому времени Италия уже выпускала свои "Капрони" десятками в месяц (!), и выпускала их изначально уже готовыми к бомбометанию. Они для бомбардировок Австрии преодолевали высоты в 1,0-1,5 км (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/126129.html) и даже Альпы, благодаря хорошей высотности (в это время Са.3 имел потолок 4,8км против 1,5км у первого "Муромца" и 3 км у "Киевского", макс. скорость 135 км/ч против 70 км/ч у первого "Муромца" и 85 км/ч у "Киевского"); они производили массированные (!) бомбардировки Триеста и других стратегически важных целей.
Ничего подобного "Муромцы" НИКОГДА не могли совершить и близко.
В Википедии.вру патридиотЪы пишут: "Италия также стала первой после Российской Империи страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики."
Врут, как обычно: МАССОВОГО применения бомбардировщиков у РИ не было НИ РАЗУ.
В реальности ИМ действовали обычно поодиночке, очень редко - парой, а участие 3 и более ИМ в одной бомбежке вообще проходит по разряду фантастики и чудес.
Был вылет, к которому готовились аж 4 "ИМ" - но чуда и тогда не случилось. По цели отмомбился ровно 1(ОДИН), и то имея на борту лишь около половины штатной бомбовой нагрузки: 15 пудовых бомб (240 кг) вместо штатных 400-450 кг.
Один не смог вообще взлететь; один испугался зенитного огня и вернулся; еще один был сбит на подлете, не успев сбросить ни единой бомбы.
По поводу недостоверных сообщений о якобы имевших место массированных бомбардировках силами "МуромцевЪ" см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/108906.htmlНекоторые другие фрагменты, посвященные "Муромцам", скорее всего тоже будут вынесены из этого поста в более специальные.
Вообще выходов ИМ из строя по небоевым (техническим, погодным, или от ошибок экипажа) причинам было очень много. Моторов не хватало для своевременной штатной замены, изношенные часто давали сбои. На германский фронт был поставлен всего 51 самолет ИМ (из называемых цифр общего выпуска от 73 до 84, скорее всего считая выпущенные уже после отречения царя, в т.ч. при большевиках, и считая внутризаводские перестановки моторов и прочих узлов между недоделками, многие из которых за пределы цеха вообще не вышли).
Из этой полусотни смогли принять участие в боевых вылетах около 40, числились в строю одновременно до 30 (включая списанные в учебные отряды, и фактически уже негодные), а реально боеспособных единовременно на весь фронт - до 12.
В боевой биографии "Муромцев" можно нередко увидеть записи вроде "из-за изношенности XIII-й корабль No. 169 не годился для совершения боевых полетов."
В книге "Мои воспоминания" генерал Брусилов пишет: "Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…" (Алексей Брусилов. Мои воспоминания. - М.: Вече, 2014. С. 59)
А итальянские ВВС выводили в одну бомбардировку больше тяжелых самолетов, чем всех боеготовых ИМ было в РИ единовременно: "Очень успешным был налет двадцати двух (!!!) Ca.2 на расположенные в Триесте австро-венгерские базу гидросамолетов и арсенал с боеприпасами и вооружением".
Так что Италия стала не "первой после Российской Империи...", а вообще ПЕРВОЙ В МИРЕ страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики.
А также - первой, применившей их с задачами и успехами стратегического масштаба.
Англия, Франция и Германия тоже успели в ПМВ добиться сравнимых успехов, - но позже итальянцев; а вот РИ - НЕ смогла ничего подобного. НИ РАЗУ.
3. "Муромцы" были не единственными "бумажными самолетиками" в "самом большом в мире" царском воздушном флоте. Не располагаю пока полной информацией, но уже после мобилизации в начале ПМВ в российских ВВС насчитывался 221 пилот (на 263 самолета, ага), - а до мобилизации, очевидно, и того меньше. Русская служба BBC называет цифру в 129 квалифицированных пилотов, - которая относится к предвоенному времени; но в любом случае факт, что дутая численность боевых самолетов в РИ реально подготовленными пилотами не обеспечивалась. А в это же время часть готовых пилотов была прикомандирована к несуществующим "Муромцам", и ждала со дня на день обретения своей матчасти в реальности.
4. Для сравнения: во Франции перед ПМВ, кроме чуть более 200 самолетов в государственной собственности и официально военного назначения, было около 400 гражданских самолетов в частном владении. С началом ПМВ самолеты вместе с хозяевами были мобилизованы, и численность ВВС Франции враз возросла примерно втрое. Аналогично поступили в Германии и Англии. Производство самолетов и их компонентов в развитых странах также значительно возросло с началом войны.
Продолжение следуетЪ. Дальше будет рассмотрен особенно неприятный для хрустобулочного вранья вопрос: что за самолеты были в "русской" авиации, и откуда они брались.
Хрустобулочники могут оказаться забаненными за тупость в поисковиках и Википедии. Впрочем, Википедию.вру они и так давно превратили в сборник своих сказок и мифов, а в поисковиках они видят только то, что хотят видеть.
Поэтому - готовые ссылочки:
http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.htmlhttp://www.airwar.ru/enc/bww1/ca3.htmlhttps://topwar.ru/65382-100-let-nazad-byla-sozdana-eskadra-vozdushnyh-korabley-ilya-muromec.htmlhttps://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141218_ww1_history_russian_aviation