Еще о "муромцах"

Feb 10, 2022 18:03

Любят у нас, ой, любят рассказывать сказки про "Илью Муромца" - не столько про былинного богатыря, сколько про самолет Игоря Сикорского, якобы во всём первый в мире, и лучший в мире, и самый популярный в мире.
Напомню о реальности. Самолет Сикорского, тогда еще "Гранд", а не "Илья Муромец"(ИМ) - действительно первый в мире многомоторный самолет. И пока у ИМ аналогов-конкурентов не было, он успел поставить несколько скоропостижных рекордов. Точка.
Первым в мире бомбардировщиком он НЕ был. Поскольку итальянцы бомбардировку с воздуха реально произвели впервые в мире, в боевых условиях, во время войны с Турцией 1911-1912 года.
ИМ право называться бомбардировщиком получил впервые в конце февраля 1915 года, совершив свой первый боевой вылет, когда на Западном фронте специализированные бомбардировщики с обеих сторон уже массово бомбили свои цели.
Теоретически-то ИМ рассматривался в качестве бомбера изначально. Ключевое слово - теоретически. Но его приспособление для реального выполнения таких задач оказалось очень небыстрым и непростым. Аналоги производства Капрони были приспособлены для бомбометания изначально, без необходимости в переделке.
Тем более нельзя называть ИМ стратегическим бомбардировщиком, даже не первым в мире (тут приоритет Капрони несомненный), а хоть каким по порядку, поскольку задач стратегического значения и масштаба ИМ никогда не получал и не выполнял. В отличие от аналогов, сделанных в Италии, Англии, Германии.
Сказки о якобы многочисленных продажах ИМ в разные страны, тоже весьма у нас популярные, реальных подтверждений не находят. Даже саму Россию Сикорский своим полукустарным "серийным" производством обеспечивал еле-еле, число боеспособных самолетов в составе ЭВК (Эскадры Воздушных Кораблей) регулярно падало до нескольких единиц, и редко поднималось выше дюжины, а бумажной довоенной численности достигло впервые только поздней осенью 1915 года. Всё лето 1915 г. в составе "Эскадры" был 1(ОДИН) боеспособный самолет. В июне ввели в строй второй, но вскоре угробили первый.
Зато штаб ЭВК уже за месяцы до первого боевого вылета ИМ был полностью укомплектован по штатному расписанию, и всегда оставался полноштатным. ;-)))
Общее число ИМ, принятых армией, всего 51 экз., из них до фронта добралось в сумме около 40, бОльшие цифры его производства надуваются за счет не сданных опытных образцов; многочисленных переделок внутри завода уже почти-готовых самолетов, с перестановкой номеров на них; и послереволюционного производства из оставшихся заделов.
Французы во время ПМВ купили больше бомберов Капрони, чем Сикорский своих "муромцев" сделал за всю их историю. И по лицензии выпустили еще "всего" 78 экземпляров. Ведь самолеты Капрони были лучше по ТТХ, имели более стабильное и массовое производство, и гораздо дешевле в производстве и эксплуатации.
А теперь то ли вишенка на тортик, то ли веночек на могилку тем сказкам.
Во время ПМВ французы проводили открытый конкурс на проект тяжелого бомбардировщика для своих ВВС.
Сикорский в том конкурсе, конечно, участвовал.
Не преуспел. ;-))))))
Источники: ряд статей с airwar.ru и несколько книг с одинаковым названием "Самолеты-бомбардировщики Первой мировой войны".

ИлМур, ликбез, родинаслонов, РКМП, авиация

Previous post Next post
Up