Взгляд на проблему с естественнонаучных позиций
1. Куда не влекут способности, туда не толкай
Чтобы прочитать и понять смысл того, что я уже успел сказать в своем Живом Журнале (а, прочитав, еще и задуматься над прочитанным), конечно же, необходим кругозор, определенный уровень знаний, определенный уровень образования. А еще необходима для этого заинтересованность, некая живая жизненная позиция. Не надо замыкаться в себе, не надо отмалчиваться (молчать будем там, здесь предпочтем разговаривать). Итак, что же такое образование, да к тому же еще и с естественнонаучных позиций?
Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци,
А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко
Четыре столетия назад чешский учитель
Ян Амос Коменский (1592-1670) пришел на основании собственного педагогического опыта к пониманию простой (но великой) истины. Учитель не должен методично натаскивать всех учеников на одинаковую сумму знаний. Дети от природы наделены различными способностями и дарованиями. Одни (и таковых большинство) потенциально склонны к тем или иным практическим ремеслам; другие, напротив, - к музыке, поэзии, ораторскому искусству, различным наукам, тогда как третьи - к богословию, медицине, юриспруденции. Всё в мире устроено по закону нормального распределения, как мы сказали бы теперь. Поэтому задача учителя состоит главным образом в том, чтобы выяснять и взращивать заложенные в детях индивидуальные способности. «Воспитатель юношества, так же как и врач, является только помощником природы, но никак не её господином». «Чуждое есть то, что несвойственно натуре того или другого ученика. Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой - напрасное дело». И, если в ходе обучения никого из детей не принуждать к чему-либо против их воли, а давать им образование по способности, то ничто и не будет вызывать у них отвращения к школе и притуплять силу ума. Каждый ученик легко будет идти вперёд, к чему влечет его природа. И в дальнейшем каждый на своем месте с пользой послужит себе и отечеству.
Педагогическое кредо Коменского нашло отражение во многих его научных публикациях, однако наиболее полное и законченное выражение оно получило в главном труде «Великая дидактика», в котором все законы и правила обучения и воспитания ребенка выведены из его природы. Так в историю педагогики вошел знаменитый «принцип природосообразности».
Строго говоря, заслуга Я.А. Коменского состояла в том, что он переоткрыл принцип природосообразности в педагогике и поставил его на научную основу. Ведь еще
Марк Фабий Квинтилиан (яркая фигура римской философской и педагогической мысли, ок. 35 - ок. 96) писал: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы». И далее: «Учитель должен лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся». Еще раньше эту идею сформулировал в превосходной афористичной форме
Цицерон: «Если будем следовать за природой, как за вождем, мы никогда не заблудимся». Поскольку система образования в Древнем Риме строилось по образу и подобию древнегреческой, методологические корни аксиомы Цицерона и Квинтилиана, несомненно, восходят к античной философии (в частности,
Аристотеля).
Представления о врожденности способностей человека, совершенно естественно, нашли отражение и в более поздних (относительно античных источников) новозаветных текстах, разумеется, в присущей им литературно-фразеологической форме: «Дары различны, и служения различны, и действия различны. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается слово мудрости, другому слово знания, иному дары исцелений, иному разные языки, иному истолкование языков» (1-е Коринфянам).
Может, восточные мудрецы в этом отношении рассуждали (будучи вдали от европейской культуры и даже в изоляции от нее) как-то иначе? Вовсе нет. Древнекитайский мыслитель
Конфуций (551 - 479 до н. э.) в своем трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй) совершенно определенно указывает на то, что возможности учащихся к восприятию знаний неодинаковы от природы. Придавая педагогическому процессу должное значение, Конфуций, однако, не считал его определяющим и всесильным, а увязывал конечный результат обучения с наследственностью ребенка.
Так что представление о врождённости способностей человека (и необходимости обучения детей, исходя из различия врождённых способностей) «миллиарды раз» (как сказал бы забытый классик) было проверено и подтверждено историческим опытом и педагогической практикой многих народов мира. В наше время это стало к тому же научно доказанной истиной благодаря величайшим открытиям в области генетики и молекулярной биологии (о "диктатуре генома" читайте у меня по ссылке
(17)). Люди генетически не равны от природы: одни сильнее, другие красивее, третьи умнее и т.д. И, стало быть, каждый человек может реально претендовать на равенство лишь в социально-правовом отношении, но отнюдь - не в биологическом. Как говорится, все мы равны (в том смысле, что все мы - люди), но одни почему-то намного «равнее» других, и с этим, увы, ничего не поделаешь. Генетический полиморфизм человека чрезвычайно велик и, главное, он замечательнейшим образом коррелируется с тем разделением труда, которое исторически сложилось в обществе. Недаром на фронтоне самого доступного в мире университета, в который без экзаменов принимают всех желающих, но через год-два оставляют только способных, огромными буквами выбито предупреждение: «Чего не дал Бог, не даст и
Сорбонна». Не считаться с этой реальностью в контексте образования молодого поколения никак нельзя.
Природосообразная педагогика Коменского была устремлена главным образом в будущее. Но и при жизни автора она приобрела широкую известность и всеобщее признание. Возрождающаяся Европа постепенно приходила в себя после длительной средневековой схоластики и потому чутко реагировала на всякие прогрессивные идеи и новшества. Коменского приглашали к себе для оказания содействия в развитии системы образования и методической подготовки учителей различные европейские страны. Но более всех «научную новизну и практическую значимость» «Великой дидактики» оценила Англия. Выход книги совпал по времени с грандиозными геополитическими задачами, которые стояли перед этой страной в связи с освоением и колонизацией необъятных и несметно богатых заморских территорий, включая Америку. Разумеется, для этого позарез нужны были квалифицированные кадры самого различного профиля (администраторов, миссионеров, фермеров, строителей, шерифов, полицейских, флотского и армейского комсостава, матросов, солдат и т.д.) и, конечно же, в первую очередь - школьных учителей. Поэтому сразу, по завершении (в 1638 г.) перевода оригинала "Великой дидактики" с родного чешского на общепринятую в тогдашнем ученом мире латынь, Коменский был приглашен в Лондон "для осуществления своих великолепных планов".
Англичане не только успешно (можно даже сказать, «на отлично») освоили природосообразную педагогику Коменского и внедрили ее у себя (добившись впоследствии, как известно, выдающихся успехов в различных областях материальной и духовной культуры и внеся тем самым огромный вклад в развитие всей мировой цивилизации), но и распространили на своих многочисленных кораблях по всему миру. В 1642 году английские переселенцы высадились на берегу Массачусетского залива в Америке. Там они основали свое первое поселение и построили (в 1644 г.) первую американскую школу по «типовому проекту» гениального педагогического архитектора, которая и положила начало триумфальному шествию «Великой дидактики» по всему Новому Свету.
Я.А. Коменский, великий педагог-гуманист и философ, неутомимый борец против схоластической системы обучения («Отец педагогики», «Учитель учителей», «Учитель народов», «Ньютон педагогики», «Коперник педагогики», «Колумб педагогики») оказал огромное влияние на развитие мировой педагогической науки и школьной практики. В разные времена и в разных странах у него было много последователей, трудами которых природосообразная педагогика существенно обогатилась. Среди них наиболее значимую роль сыграли: английский философ-просветитель и политический мыслитель
Джон Локк (1632 - 1704), швейцарский педагог-демократ
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827), немецкий педагог-демократ Фридрих
А.В. Дистервег (1790 - 1866), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871), советский педагог и писатель
Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939). Наряду с Коменским их с полным основанием можно назвать классиками научной природосообразной педагогики.
Локк: «…я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, ради того, чтобы он «приобрёл интеллектуальную культуру».
Песталоцци: «Во всех случаях, когда принципы школьного дела и его организация не исходят просто и непосредственно из существа человеческой природы, а насильственно, искусственно выводятся из случайных состояний и положений людей, результаты всегда иные, чем они должны быть. Они никогда не соответствуют стремлениям человеческой природы, а средства, при помощи которых достигаются мнимые результаты, никогда не являются педагогическими и ведущими к облагораживанию человека, они всегда лишь портят и губят его».
Дистервег: «Наши так называемые педагоги хотят исправлять человеческую природу, исправлять при помощи системы, в которую они втискивают своих питомцев. Это основная ошибка, основное заблуждение, которое обусловливает все их последующие неправильные действия... Систематическое натаскивание, произвольное ограничение является коренным педагогическим заблуждением, или, если угодно, самым вопиющим преступлением, потому что посягают на природные задатки индивидуума». «Корифеи рода человеческого (например,
Кант,
Лессинг,
Шиллер,
Гёте и др.) приписывают основную роль в формировании человека главным образом задаткам, меньше воспитанию в обыкновенном смысле слова, если из человека вырабатывается что-либо значительное. Кому мать Природа не подарила благосклонной улыбки в колыбели, для того искусство педагога - бесплодный и безуспешный труд. «Из ничего и не сделаешь ничего», полагают они и мы вместе с ними». «Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и всё человечество».