Наверняка все без исключения знают, что у детей непропорционально большая голова. Особенно это заметно у новорождённых.
Диснеевские аниматоры, между прочим, взяли это на заметку: чтобы сделать персонажа симпатичным целевой аудитории, они увеличивают ему голову. Знаете - работает.
Самое интересное, однако, - вовсе не размер головы, а размер того важного, что в ней размещено, то есть мозга. Большую голову можно ведь накачать и за счёт челюстей, но это будет уже не то.
Так вот: в последней трети XX века учёные вдруг заинтересовались отношением массы мозга к массе тела у различных животных. Произошло это потому, что попытки прямо сравнить интеллектуальное развитие животных ни к чему хорошему не привело - слишком под разное он, интеллект, у них заточен. А тут вроде параметр простой и универсальный.
В 1973 году профессор психиатрии Г. Дж. Джерисон предложил пользоваться для сравнения различных животных коэффициентом энцефализации (EQ, не путать с IQ). Коэффициент считается довольно сложно, формулы разные, и иногда вместо расчёта этого коэффициента учёные просто сравнивают массу мозга с массой тела животного. Делят одно на другое - и всё.
Результаты такого деления ложатся на диаграмму, на которой часто отмечают верхний левый угол ("для умных"). Как легко догадаться, в этом самом углу располагается современный человек homo sapiens. Диаграмма находится под катом.
Насколько я понимаю, сравнивают обычно взрослых особей разных видов. Берут, скажем, десятилетнего волка, тридцатилетнего человека и трёхлетнюю лягушку, взвешивают, затем вынимают им мозги и взвешивают отдельно от тела.
Но ведь взрослый - не значит типичный! У некоторых видов животных на единицы взрослых особей приходятся тысячи молодняка. Головастиков (кстати, каково словцо, а?) заведомо больше, чем лягушек. Отчего не исследуют молодняк?
Я решил восполнить этот пробел. Данные по молодняку человека есть в открытом доступе (см., напр.,
тут)
Поиграв с этими данными, я просто-напросто разместил результаты на диаграмме, которую в готовом виде нашёл в сети (рисунок справа).
Оказалось, самый-самый левый верхний угол (т.е. самый-самый "для умных") занял не взрослый человек, а человеческие детёныши. Вы легко можете это увидеть: красные точки, означающие внесённые мной результаты вычислений, лежат выше и левей синего многоугольника с выдающимся влево-вверх человеческим углом.
Если нанести на диаграмму все полученные мной точки (для такой диаграммы тесновато, но теоретически - почему нет?), можно будет проследить линию, ведущую к взрослому состоянию современного человека.
Я крутил для себя полученные результаты так и сяк и придумал вот что. Вряд ли можно говорить о том, что дети умней взрослых. Но детям, безусловно, требуется развить большую мозговую мощность, чтобы стартовать. Старт - всегда наименее экономичный режим.
А взрослые живут по накатанной, им большая мозговая мощность уже, как правило, не нужна.
И только в отдельных случаях (например, в ситуации жизненного кризиса) взрослому приходится развивать большую мозговую мощность, чтобы стартовать по новой.
Наверно, можно сказать так: если взрослый в кризисной ситуации останется взрослым, он остановится и больше не стартует. Ему надо снова стать младенцем - тогда есть шанс, что он опять куда-нибудь поедет.
Угу, христово "будьте как дети" сказано в период жесточайшего политического кризиса Израиля. В тот момент рестарт нужен был целому народу.
Выводы, конечно, далеки от данных, представленных на диаграмме. Это не более чем "размышления по поводу". Но над самой диаграммой, если у вас есть время, подумайте. Не дай бог, конечно, чтобы пригодилось, но в жизни случается всякое.