Это беглая заметка, не претендующая ни на основательность, ни на истинность.
Любое произведение искусства можно характеризовать тем, что его рецепиент (например, слушатель песни) так или иначе кому-то сопереживает, становится на чью-то позицию. Например, для лирической поэзии это позиция так называемого "лирического героя".
В некоторых случаях позицию, на которую встаёт рецепиент, определить непросто, поэтому каждое такое определение становится радостным открытием - по крайней мере, для меня.
Так, буквально вчера я открыл для себя, с кем идентифицирует себя слушатель песни Кости
narkomat Кудряшова "Сомбреро". Тем, кто не слышал эту восхитительную, изобилующую матом песню, указываю на то, что скачать её можно
тут. Но если вы сторонник чистоты русского языка от русских слов, то, право же, не скачивайте.
Вкратце: о чём эта песня? Поётся она от лица "самого большого мексиканца", который входит в бар и недоумённо, с матюгами, спрашивает, кто сделал ему целую кучу гадостей (насрал в сомбреро, сожрал пейоты, сломал винтовки и т.п.). Собственно, почти вся песня - это вопросы мексиканца практически в пустоту - ответов на них он, естественно, не получает.
Вряд ли "самого большого мексиканца" можно назвать лирическим героем - ни один вменяемый рецепиент не захочет с ним идентифицироваться. И в самом деле: кому охота, чтобы ему насрали в сомбреро, пусть даже виртуально? Над этим мексиканцем слушатель, в общем-то, смеётся.
Этим песня и привлекательна.
Чем именно?
Вчера я понял: тем, что она даёт возможность слушателю посмеяться над "самым большим мексиканцем", оставаясь неопознанным. Слушатель песни Кости Кудряшова "Сомбреро" вместе с неизвестными блядями (как именует их мексиканец) имеет пресловутую свободу анонимуса, которая позволяет ему срать кому угодно в сомбреро и вообще мелко пакостить. Причём не кому-нибудь, а самому большому и сильному - словом, властной фигуре.
Ведь вы же хотя бы раз в жизни совершали мелкую пакость, правда? Конечно, в сомбреро вы никому не срали, потому что в наших краях их не носят. Но я ни за что не поверю в то, что ни одной мелкой анонимной пакости у вас в жизни не случалось. Неужели вы ни разу не писали на заборе слово из трёх букв, не цепляли впереди сидящему в классе записку на спину и вообще ничего подобного не делали? Не верю!
Насколько я понимаю, традиционный панк - это персонализованный протест, в худшем случае - вынужденная анонимность. Песня "Сомбреро" поётся для анонимов добровольных. И она обращается к слушательскому чувству безнаказанности перед властью.
Именно поэтому, возможно, она и приходилась по душе людям, далёким от панк-культуры.
P.S. Пропадаю на две с небольшим недели. Песню всё-таки послушайте, а затем можете написать в каментах, что вы о ней чувствуете и думаете. А те, кто слышал её, могут здесь со мной согласиться или не согласиться.
P.P.S. Кстати. В каменты призывается сам Костя.