Стамбул, площадь Ахмедие (в Византии площадь у Ипподрома) Эта. змеиная колонна была привезена сюда из дельфийского святилища Аполлона в 326 году по приказу императора Константина Великого и использовалась в качестве фонтана. Она имела 29 ажурных кранов на бронзовом основании. В настоящее время высота колонны составляет 5 метров.
О ее истории. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях. В оригинале она имела высоту 6,5 метров, состояла из трёх переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причём сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Чаша была утеряна в античные времена, а змеиные головы были разбиты в 1700 году. Тут сошлось все: Константинополь, как гибрид греческой и римской культур, уничтожение Византии турками и их использование древнегреческого и византийского прошлого.
О византийских фонтанах, увы, известно недостаточно, потому что время прошлось по ним довольно беспощадно. Многие из них были разрушены турками. К примеру, в небольшой статье из блога с гордым названием «Стамбyл европейская столица культуры 2010»
пишется, что «Фонтан «Киоск»… возведен Ахмедом III между 1728 и 1729 на месте византийского фонтана, известного, как Перайтон / Perayton/. Архитектурными особенностью фонтана является синтез традиционного Оттоманского и западного стиля того времени». Этот турецкий киоск - достаточно уродливый фонтан, надо сказать, и скорей интересней было б увидеть, как выглядел древний предшественник.
Уличный турецкий фонтан в Стамбуле - судя по старой ванне, и он мог бы окзаться византийской древностью, «усыновленной» завоевателями. Турки ведь использовали акведуки и водохранилилища Константинополя, и всю систему водоснабжения города в целом..
Потому надо со вниманием отнестись к сохранившемуся византийскому наследию и правильно понять его роль.
Прежде всего, надо, конечно, помнить, что византийские фонтаны были мостиком между античностью и Средневековьем.
Сохранившаяся голова змеи со «змеиной колонны» - привет античности временам Византии.
Руины фонтанного дворика в храме св. Феодоры в Йераше, Иордания, рубедж 5 и 6 вв.. Это был уже христианский храм, но с античной архитектурой.
Фонтан в центре форума Йераша.
Античный фонтан в церкви меняет свою функцию, становясь священным источником - Равенна, столица византийского императора Юстиниана в Италии.
Христианство претендовало на осмысление фонтана, как особого, нового символа.
Именно в христианской традиции фонтан стал пониматься, как баптистерий, место для крещения.
Византийский фонтан на Родосе, площадь Аргирокастро - первоначально он был построен в монастыре св Ирины.
Еще один византийский фонтан на Родосе, когда-то часть православной церкви.
Византийский фонтан V-VI вв в Яффе.
Другой мотив -
живоносный источник. Появление этого образа будто бы связано с исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем чуда, стал впоследствии императором (455- 473) и воздвиг на месте источника храм «Живоносный Источник» (471). Позже храм был разрушен турками, но возрожден, как церковь Панагии во Влахернах..
Икона с образом Богоматери и Живоносным источником.
Однако, одновременно с этим событием появилась и известная мозаика в Равенне, которая несколько меняет картину происхождения идеи живоносного источника.
Святые Петр и Павел и два голубя у фонтана - мозаика из Равенны, мавзолей Галлы Плацидии, вторая четверть V века. Символика фонтана - восприятие духа учения Христа.
Равенна была великой попыткой византийского императора Юстиниана (правил в 527-565) восстановить Римскую империю в Востока. Ради этого он перенес свою столицу в Италию. Но
влияние Константинополя началось еще в 5 веке, и именно его документирует этот мавзолей и его мозаики.
Часть изображения.
Фонтан, изображенный на мозаике в монастыре Дафне у Антиоха.
Современное воплощение византийской идеи фонтана в Великой лавре на Афоне, чаша подобна той, которая изображена на мозаике в Равенне..
Но, конечно, не обязательно византийские фонтаны были связаны лишь с религиозной символикой, существовали и фонтаны светские, как общественные, так и частные.
Упоминается, к примеру, что для украшения резиденции эмира Абд ар-Рахмана II, в Кордову из Византии был привезен фонтан, выполненный из зеленого мрамора, с двенадцатью стилизованными фигурами животных из золота и драгоценных камней
Общественные фонтаны выглядели просто - так, как например, деревенский фонтан с острова Кос, и многие фонатаны Константинополя, подобно приведенному выше.
Фонтан в деревне Пили, остров Кос.
Фонтаны были также частью византийских бань, вопринятых ими в той части империи, которая досталась Византии.
Фонтанный зал в
римско-византийских банях в Хаммат-Гадер.
Итак, мы могли б сказать, что в Византии в 5 веке появились оригинальные фонтаны, входящие в новое христианское понимание мира. Идея фонтана, как священного источника, как носителя живоносной силы была подхвачена и западной церковью. Тут возникла целая мифология. Но об этом далее.