Последний день, пошли рисовать с утра. Попросили открыть маленькую церковь, что рядом с монастырём. Нам дали ключик, идите конечно. Если я правильно запомнил - храм Михаила Архангела.
Он совсем близко, достаточно выйти за монастырскую калитку и подняться по склону:
Рядом обширный заброшенный погост:
Среди надгробий пасётся телёнок. Кованые ограды не дают скотине глодать поросль и потому некоторые могилы заросли густым кустарником и деревьями.
Совсем старые камни потрескались, заросли густо ежевикой, некоторые утонули в земле,
какие-то наоборот оторвались, потеряли место:
В ложбинах полустёртых букв прячется от солнца мох:
Тут видите - мужчина со стаканом, рядом женщина с кувшином:
Он ей рукой показывает, мол, не медли, наливай! И вы тут не грустите, налейте себе вина и спойте для нас, не наводите тоску! Такое вот звено культурного кода. Отсюда и Мимино.
Храм небольшой:
И внутрь зашли. Очень простая алтарная преграда, маленькие иконки, потолок чёрен от пожара. Постепенно его приводят в порядок. Посмотрите, какой камень под порогом:
И барбос наш пришёл, скоротать время в компании.
Поискали место, откуда порисовать:
Жара быстро занялась, пока делал этот набросок - сгорели обе руки:
А вот девочка рисует в перерыве между просмотрами. Саша дал свой альбом. Что же она рисует?
Подловили меня в тот самый момент, когда она показала своё творчество:
Итак: вверху слева два червяка из "Другой стороны", по центру с зубами Келе,
три существа с ластами и крыльями - ангелы, и ещё 4 спички из бардинского "Конфликта". Буквами имя автора обозначено.
После просмотра все поехали на экскурсию, а я остался, потому что приехала Саломе. Мы пошли рисовать в ограду храма, где ветер потише.
Но ветер летал и там, трепал волосы, бумагу под карандашом, кружил земляную пыль.
С четвёртого раза что-то начало получаться, не то чтобы очень, но все же:
На закате встретил вл. Исаия: а ты чего, не поехал со всеми? Да вот, рисовал. Ага, ясно. Посадил в свою машину и помчался к горам.
Уже солнце село, когда добрались до монастыря
Кинцвиси:
Знаменитые "синие фрески":
Синим дышало со сводов. Я толком не мог понять, что там на стенах, но кобальт потрясающе ярок и силён даже в полутьме.
В сети есть
кое-что, но картинки весьма условно передают цвет.
отсюда Митрополит и настоятель спели в храме что-то очень красивое (простите мне, нехристу, такое невежество) и владыка заторопился наружу. Мне говорит, надо поскорее за ограду, а то звонить начнут, всех перебудят. И почти бегом к воротам. И правда, тут же зазвонили, и тут же к звонарю кинулся монах от церкви, замахал руками: ушёл уже, заканчивай!
Такое почтение к чину, с одной стороны, и такая забота о покое людей с другой. У всех бы так.
Владыку здесь искренне почитают, потому что он живёт их жизнью, не чванится. И чёрной работы не чурается. Селяне ещё издалека кланяются, здороваются, никто пальцы его пыльному старенькому мерседесу не показывает, как некоторым. Он руку с руля снимает, благословляет на ходу, кивает приветливо. Многие знакомы с ним лично, многих знает он по имени, пограничники на блокпосту сдёргивают шапки и, придерживая автоматы, кланяются стриженными головами, когда он проезжает мимо. Иногда и не проезжает, остановится, выйдет, поговорит отечески...
Наброски эти за ужином делали, с Шурой сидели напротив. Дай-ка мне, вдруг попросил владыка, вспомню, как это делается. И набросал мою голову:
Потом показывал снятое во время войны. Как жили тогда, рассказывал:
Набросок с Валико, это когда он про театр рассказывал:
Наутро всё, надо уезжать. Гела приехал, его студенты, все тепло прощались. Вл.Исайя вышел с литургии как раз перед отъездом, обнялись, простились, поехали.
Спасибо владыка, спасибо Гела, спасибо Валико, Тея, Жанна, Теофил и Тадеози, Саломе, Николо, Гоча, Лейла, Еленэ, всем-всем спасибо, кто был с нами, и у кого мы были.
На этом закончу я грузинские рассказы.
Скажу ещё только, что закрытие фестиваля, очень камерное, прошло в одном из посёлков беженцев Церовани, в большой светлой школе. Пел хор
Анчисхати. Все мужики зрелые, 25 лет вместе поют. Тоже из певчих вышли. Я смотрел, как им дети подпевают, шевелят губами, знают слова своих песен. Уважаю их.
P.S.
А ещё в аэропорту Тбилиси полно грузинских вин изо всех регионов. Некоторые тут же можно бесплатно пробовать, что мы и сделали, и с собой накупили, а как же.