Эрмитаж.
Мы уже посмотрели с Вами
Дациаровский Петербург и
виды «северной Венеции», изданные Плюшаром, сегодня, - Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей Павла Свиньина.
Это легендарное издание вышло в пяти частях в типографии В. Плавильщикова с 1816 по 1828 (5-ая часть - уже у А. Смирдина). В планы Павла Петровича по изданию шестой части не были реализованы, хотя «фантомная» шестая часть иногда упоминалась в библиографии в качестве «desiderata». В полном составе издание уже давно стало книжной редкостью.
Все виды Санкт-Петербурга нарисованы Свиньиным (за исключением «Качели» - рисовал Воробьев) и гравированы для книги лучшими граверами: Галактионовым С.Ф., Ческим И.В., Колпаковым И.И. и Новиковым. Каждая миниатюра сопровождалась текстом значительного объема параллельно (постранично) на русском и французском языках. Большинство работ исполнены Степаном Филипповичем Галактионовым (1779-1854), о его авторстве я не делаю отметки при воспроизведении изо.
Ниже, после гравюр привожу отрывок из «Библиохроники 1718-2004» (проекта: Здесь, под небом своим... Вып. 2 Города и веси), посвященный Павлу Петровичу Свиньину (1787-1839).
Памятник Петра Великого.
Собор Казанской Божей матери.
Решетка у Летнего сада.
Масленица на Неве.
Вид Павловского дворца
Александро-Невский монастырь.
Академия свободных художеств.
Новая Биржа. Гравировал Ческий И.В.
Качели. Рисовал Воробьев.
Камеронова колоннада в Царском селе.
Арсенал. Гравировал Колпаков И.И.
Крепость.
Домик Петра Великого.
Дворец в Стрельне
. Больница для бедных.
Пожарная команда.
Императорская Публичная библиотека.
Эрмитаж.
Кронштадт.
Семик. Каменный театр.
Морской кадетский корпус
Крещение.
Адмиралтейство
. Петергоф. Гравировал Новиков.
Портрет Александра I на фронтисписе
. Титульный лист I выпуска
Павел Петрович Свиньин
Какие только легенды и слухи не распространялись по обеим столицам, связанные с именем Павла Петровича Свиньина. Говорили, что он приходился родственником и А.С. Пушкину, и М.Ю. Лермонтову, так как его мать, урожденная Лермонтова, была родной сестрой деда поэта, а бабушка, урожденная Боборыкина, приходилась внучкой казненного по приказу Петра Первого стольника Федора Пушкина. Свиньина на протяжении всей его жизни часто принимали за другого человека. В 1787 году вместе с ним родился его тезка - Павел Петрович Свиньин, который также, как и наш Павел Петрович, впоследствии стал статским советником и галичским помещиком Костромской губернии (даже поместья у них были рядом). Но вот только у тезки отец - московский сенатор, а у нашего - костромской дворянин, дослужившийся во флоте до чина капитан-лейтенанта. Сенаторский сын устраивал в Москве различные пиршества, а счета нередко приносили костромскому Павлу Петровичу. Также вполне возможно, что не без оснований ходили слухи о связях Свиньина с органами, как «шпиона высшей полиции».
Но главное, что давало повод к различным слухам и домыслам - это самое непреложное свойство натуры Павла Петровича - любовь к преувеличениям и фантазиям. Причем, он лгал, искренне веря в то, что говорил, потому лгал уверенно и самозабвенно. Действительно, немало талантов было у Свиньина. Между тем Павел Петрович Свиньин - фигура весьма важная и интересная для истории русской культуры.
Свиньин получил прекрасное домашнее образование, позже учился в Благородном пансионе при Московском университете, потом служил в коллегии иностранных дел, свободно говорил на английском и французском языках. Три года Свиньин работал в Российском генеральном консульстве в США, побывал в Англии и Португалии, на Гибралтаре и на Мальте, в Испании и Северной Африке, Италии и Греции. Немало он поездил и по России: был в Бессарабии, Украине, Кавказе, Крыму, Урале, на Волге, в Западной Сибири, в Прибалтике. А результатом поездок стали книги.
В своей московской квартире он создал собственный «Русский музеум» картин, портретов, монет, медалей, рукописей и книг. Именно Свиньину принадлежало анонимное «Предложение об учреждении Русского национального музея», опубликованное в журнале «Сын Отечества». В 1829 году им была издана «Краткая опись» музея. Не дождавшись предложений от правительства о покупке своей коллекции, Свиньин был вынужден в 1834 году продать собрание музея с аукциона. Рукописи Свиньина были выкуплены для российской Академии наук.
Переехав в Петербург, Свиньин с 1818 года начал издавать журнал «Отечественные записки», где впервые было опубликовано около 200 интереснейших документов XIV-XIX веков. Им было исполнено огромное количество картинок с видами русских городов, выходившие как иллюстрации к его статьям. Позднее, Свиньина назвали «дедушкой русских исторических журналов» и «пионером в деле публикации документов». Но современники обвиняли Свиньина в том, что он описывал местности, которые не посещал. А. Измайлов направил против него басню «Лгун» (напечатана в «Полярной звезде»), а А. Пушкин - небольшую сказочку «Маленький лжец». Правда, общительный Павел Петрович не обращал внимания на обидные шутки друзей и знакомых.
Одним из главных его трудов, по праву, считались «Достопамятности С-Петербурга и его окрестностей», и после выхода в свет этого издания Павла Петровича уже нельзя было упрекнуть в описании «незнакомой местности». Этим изданием Свиньин желал познакомить с северной столицей как русских, так и иностранцев, и поэтому текст в нем был на русском и на французском языках:
«Иностранцы жалуются, что приезжая в Петербург, не имеют никакого руководства для узнания его достопамятностей, а русский не может видеть без сожаления, что столичный город его отечества, город обращающий на себя внимание и уважение вселенной, столица императора Александра, восстановителя царств, столица российского народа, сильного и великого, притом город столь прекрасно выстроенный и великолепный, остается, так сказать, в забвении, между тем как в других землях не только столицы, но и самые малые города описаны со всею подробностию, со всею занимательностию для человека, влекомого любопытством из одного края в другой…»
Он представил в своей книге колоритный облик Санкт-Петербурга эпохи царствования императора Александра I, а не сухое изложение фактов истории города. Изящным слогом, с определенной долей юмора, автор рассказывал об основании города Петром Великим, о важнейших памятниках, достопримечательностях, музеях и редкостях столицы и пригородных императорских резиденций.
Так, своё повествование о Летнем саде, а точнее о его решетке, Свиньин начал с анекдотичного случая:
Слух о чрезвычайной красоте решетки Летнего сада был причиною, что один англичанин, великой любитель художеств, приехал нарочно в Петербург, дабы увериться собственными глазами своими в справедливости оного. Осмотрев решетку и признавшись, что не был обманут на счет ее достоинств, он немедленно возвратился в свое отечество…
Эта решётка возводилась по повелению Екатерины II в 1788 году и была приведена к окончанию в 1784. Гранитные колонны ее были высечены из цельных кусков, а ворота украшены позолоченными изображениями корзинок с цветами. Сам же сад был насажден Петром Великим в 1711 году и принадлежал к Летнему дворцу, от которого, видимо, и получил свое название.
Кроме видов С.-Петербурга и его окрестностей к каждой книге прилагалось описание какого-нибудь из «народных наших увеселений, нарядов и тому подобного»:
Посланник одной северной европейской державы, разговаривая с сиамским императором, который слушал его с величайшим вниманием, сказал ему между прочим, что в государстве его в известное время так крепко замерзают реки, что по ним не только можно ходить, но и ездить верхом на лошади. Индийский монарх, почитая себя обманутым, распалился гневом и приказал посланнику замолчать, объявив ему притом, что впредь не поверит ему ни в слове. Но в сколь большее изумление пришел бы он, если бы сказали ему, что на замерзших реках в России собираются ярмонки и строятся лавки, и что русскими были построены изо льду - домы!..
Ведь в Масленицу для русских особое удовольствие составляли ледяные горы:
«Гравюра из книги: «Достопамятности Санкт-Петербурга». Вид Павловского дворца. В Петербурге строят их обыкновенно на Охте, на Крестовском острову и на Неве перед Императорским Дворцом, откуда российские монархи могут видеть народ свой веселящимся невинными забавами зимнего времени…»
А летом качели «созывают толпы веселящихся», которые строились обыкновенно к Святой неделе и оставались все лето. Но в Петербурге их возводили исключительно к празднику Святой Пасхи на Исаакиевской площади, причем качели разного рода, «как-то: круглые, маховые, подвесные, расписанные и украшенные разными изображениями и флагами». Забава эта вошла в употребление со времен Екатерины, которая:
приказала выстроить в Ораниенбауме две горы одну против другой, и так искусно, что спускаясь с одной подымаешься нечувствительно на другую… Вокруг их разбивают шатры для продажи крепких напитков. Разносчики на каждом шагу предлагают лакомства, закуски и прохлаждения…
Каждая глава этого историко-художественного путеводителя по городу сопровождалась гравюрами с видами описываемых памятников, выполненных известными русскими граверами Галактионовым, Ческим, Колпаковым, Новиковым по рисункам самого Свиньина.
Сам же Павел Петрович Свиньин, «удивительный человек, неутомимый путешественник, прекрасный издатель, чудесный художник, собиратель древностей, радушный меценат и искусный рассказчик», разорившись на коллекционировании и издании журнала «Отечественные записки», так и не сумел поправить свое материальное положение. Он умер в Петербурге в глубокой бедности в феврале 1839 года.
Источники:
Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105 «Редкие книги „Livres rares“» Спб., 1910 №438 (75 руб. очень редок, особенно с 5 частью)
Акционерное общество «Международная книга». Антикварный каталог № 60. № 2016
Н.Б. [Березин, Н. И.]Русские книжные редкости № 539.
Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №2415. (2 т. стр. 487)
Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. № 554
Библиохроника 1718-2004 / Здесь, под небом своим... Выпуск 2. Города и веси, М.: Русский раритет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».