Отец приучил читать книги с карандашом еще в раннем детстве. Конечно, речь идет о современных изданиях и находящихся в личном собрании. С трудом представляю себе во что бы вылился гнев родителя, вздумай я оставлять маргиналии на полях антикварных книг.
Небольшие полосочки (отчёркивание) на полях напротив важного, иногда дополняют восклицательный или вопросительные знаки, или «N.B.». В редких случаях короткие комментарии. Объемные труды с плохо детализированным содержанием и без справочного корпуса - дополняются сверху страницы - словом, отражающим суть изложенного.
С антикварными -сложнее. Садишься за стол, размещаешь книгу так, чтобы не дай бог, она не повредилась. А то как в сказке «Книжка о книжках» Маршака убегут книжки от Гришки. И переписываешь необходимое.
Забавно возвращаться к прочитанному через года. Бывает не понимаешь, почему ты посчитал это важным или напротив, пропустил мысль.
Категорически против давать книги из собрания. Если хочу, чтобы друг прочитал - иду и покупаю экземпляр в подарок. А давать книгу с пометками - добавлять момент духовного эксгибиционизма. Только если посмертно, при признании заслуг потомками, издадут. Как «Корпус читательских помет Вольтера»:).
На этом работа с книгой продолжается. Особо ценные мысли подлежат перенесению в рабочую тетрадь. Желательно по прошествии недели, что бы информация улеглась в голове.
Моей первой подобной записной книжкой стала тетрадь, формата А4 в красном твердом переплете. Она изготовлена на закате советского периода. Золотыми буквами на красном вытеснено: посередине «Рабочая тетрадь», внизу фамилия и инициалы отца. Первую букву в инициалах я исправил на свою, вторую тщательно затер.
Вёл её с 13 лет до 21 года. Памятник подростковой усидчивости и меняющемуся почерку. Открыл тетрадь и возникло ощущение, что в двадцать лет был поумнее теперешнего. Но и тогда, и сейчас придерживаюсь принципа: «даже плохая авторучка лучше самой лучшей памяти».
С годами объем выделяемой информации увеличивается. Это связано с переходом с художественной литературы на нон-фикшн. Возможно, что лучше стал подбирать книги для чтения, а может это просто страх пропустить важное.
По этой причине стараюсь покупать сразу два варианта книги: бумажную и цифровую. Бумажную читаю и подчеркиваю. А с цифровой копирую то, что подчеркнул в текстовый файл. Иногда получается документ Word до 20 страниц формата A4. Перевожу в PDF и переношу в электронную библиотеку на телефоне.
Что же касается традиционной записной книжки, сейчас - это пухлая кожаная тетрадь цвета киновари. Бумага ручного литья с неровными краями. Листы цвета слоновой кости, я поделил на 2 неравные части: 2/3 - записи и 1/3 для дополнений, указание тем.
Из описания рабочей тетради ясно, что одна из моих страстей - записные книжки. Позже напишу отдельную заметку об итальянских мануфактурах в данной сфере.
Но имея куча записных книжек, блокнотов - пишу в основном на отдельных дешевых листочках в клеточку. Знаете, у них еще дырочки на краю, которые вечно мешают. И только те, что доживают до часа Х, будут внимательно осмотрены и данные с них будут перенесены в рабочую тетрадь.
А как Вы переносите заметки из книг?
Просьба. Вы не знаете программу для записей, что бы к каждой записи можно было присваивать категории (теги). А в последующем по этим категориям она могла формировать список.
P.S.
- Речь идет не о введении карандашом по тексту, как указкой.
- использую простой карандаш. Умберто Эко пользовался цветными (из «Не надейтесь избавиться от книг!»). Т-щ Сталин - синим.
- в качестве пометок (маркеров текста) ещё традиционно используют: sic! - именно так, VS или v. (versus) - «против» и др.
- Л. Зайверт в прекрасной книге «Ваше время в Ваших руках» (М., Изд.: «Экономика», 1990) советует разработать собственную «маркографию». Как пример:
#заметки #маргиналии #записныекнижки #рабочиететради #notealdusku
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku.
Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».