В нижней части корешка приклеен небольшой ярлык, на котором значилось: «В. z. Erf. d. Jud. Frankfurt a. Main».«Библиотека изучения еврейского вопроса. Франкфурт-на-Майне».
Подзаголовки книги:
I. Как нацисты грабили европейские библиотеки и как литературное наследие было возвращено домой.
II. Беспрецедентная хроника расхищения библиографических сокровищ Европы
«Мы имеем дело с нацией высокой культуры, с «народом книги». Германия превратилась в сумасшедший дом - по книгам все сходят с ума. Что ни говори, а я таких людей опасаюсь! Когда грабеж основан на идеологии, на мировоззрении, которое по сути своей духовно, ничто не сравнится с ним по силе и стойкости... Нацисты лишили нас не только материальных ценностей, но и доброго имени «народа книги». Нацисты сражаются и книгой, и мечом - в этом их сила».
Хаим Каплан, 1939
Тема «Перемещенных в результате II мировой войны книжных собраний» интересная, но щекотливая. Тут каждое слово и предположение должно быть выверено и подтверждено.
Жанр рассматриваемой книги определить трудно. Это не научно-популярный труд и не журналистское расследование. Перед нами не самая удачная компиляция трудов зарубежных авторов. Автор оперирует числами, регулярно сообщает сенсационные вещи. При этом нет ни одной ссылки на источники.
Книга имеет два подзаголовка. Первый «Как нацисты грабили европейские библиотеки и как литературное наследие было возвращено домой» не соответствует содержанию. Основным предметом рассказа являются разграбление еврейских библиотек на территории Европы. При этом 80% текста не относится даже к этой теме. 2 глава посвящена антисемитизму в идеологии третьего рейха. В остальных главах библиотеки для автора как повод рассказать информацию из Википедии. Например, в 7 главе, начав рассказ о Библиотеке Итальянской раввинской школы, автор всю главу посвящает истории притеснения католической церкви иудеев. Подобная структура повествования характерна для всего труда. Пару слов о книжных коллекциях в Салониках, далее - подробная хроника города (10 глава). Краткая история масонства изложена в главе 7 «Охота за секретами масонов (Гаага)» при этом о сверхинтересной
Библиотеке Клосса, самой большой коллекции масонской литературы, несколько абзацев.
Альфред Розенберг на фоне книг
На протяжении книги главным злодеем описан Альфред Розенберг. Автор подробно пересказывает биографию, тесно связанную с Россией. От рождения в Таллине и проживания в Москве, до руководства Имперским министерством оккупированных восточных территорий и нюрнбергского процесса. Насколько я могу судит, пересказ взят из труда Эрнста Пипера «Альфред Розенберг: главный идеолог Гитлера».
Экслибрис А. Гитлера. Работа Willi Knabe Размер: 95mm x 85mm
13 глава посвящена пристрастию Гиммлера к оккультным наукам и формированию библиотек на данную тему. «Коллекции и исследовательские проекты РСХА были эвакуированы в различные замки Центральной Европы. В замке Нимес VII Управление приступило к составлению реестра оккультных наук. В результате появился каталог, который насчитывает более четырехсот страниц, где перечислены семь тысяч книг и восемнадцать тысяч журналов по таким темам, как астрология, спиритизм, мистика, пророчества, гипноз, алхимия, гедонизм и интерпретация сновидений» - сообщает Андрес Ридел. Очень интересно, хотелось бы узнать источник этих данных; судьбу каталога, который должен затмить любой библиографический труд на данную тему. Антошевский И. К. со своей «Библиография оккультизма. Указатель сочинений по алхимии, астрологии, герметической медицины, гипнотизму, кабале, магии, магнетизму...» - просто нервно курит в стороне. Без указания источника, подобные «исследования» напоминают эфиры Прокопенко И. (канал RenTV).
Экслибрис А. Гитлера. Работа Jacques Buser Kobler Размер: 95mm x 71mm
Обидно, но нашей родине автор уделяет очень мало места. Хотя сам Ридел отмечает, что более всего пострадал Советский союз. Его книжные собрания были расхищены или уничтожены (100 млн. книг). Но за всю книгу упоминается только одно книжное собрание на территории СССР -
библиотека Екатерининского дворца. «Из дворца также были вынесены десятки тысяч книг, которые отправили в Германию в ящиках с надписью: „Царская библиотека, Гатчина“».
Автор пересказывает своими словами эссе Патриции Кеннеди Гримстед о русской библиотеке имени Тургенева в Париже. Эмигрантской библиотеке фактически уделана целая глава. Но история о дальнейшей послевоенной судьбе разбросана по другим главам. Автор начинает путаться в и цифрах, словно забыл, что писал до этого (количество книг в собрании увеличивается до астрономических 1,2 млн.) и в событиях.
Фактически более и менее подробно освящается только роль СССР в повторном «разграблении» книг. Цитата: «Расхищением книг, которое было организовано представителями крупных библиотек Советского Союза, руководила Маргарита Рудомино, директор Библиотеки иностранной литературы в Москве…. Московская Библиотека имени Ленина
leninka-ru стала главным получателем трофейных книг и включила в свои фонды почти два миллиона томов». Несколько страниц посвящено как трофейные книги не были востребованы и фактически гнили на территории СССР.
В последней главе рассказывается как Россия отказывается признавать реституцию. Понятие книжные собрания подменяются автором на архивные материалы, и следуют примеры обмена архивными материалами между России и третьими лицами.
Автор попытался написать книгу о книгах, мало понимая в библиофильстве и в истории книги. Например, описывая книжную историю Амстердама Ридел заявляет: «Российский император Петр I даровал одному амстердамскому печатнику 15-летнюю монополию на печать всей русской литературы. Подобно многим другим европейским монархам, он боялся опасных печатников и предпочитал держать их на безопасном расстоянии от России». На этом моменте, хотелось просто закрыть данный труд…
См. мою заметку Второй подзаголовок «Беспрецедентная хроника расхищения библиографических сокровищ Европы» - также не соответствует истине. Было бы логично построить историю на примере судьбы некоторых книжных уник, но нет, - автор делает основной акцент на простых обезличенных книгах, не имеющих ценности. Основным объектом рассказа являются рядовые книги, изъятые третьим рейхом у немецких граждан еврейского происхождения. То есть конфискованные или национализированные у граждан своей страны. Ридел подробно рассказывает, как в наше время благодаря экслибрисам немецкие библиотекари пытаются определить владельца и вернуть книги наследникам. Интересно, но к заявленной теме (перемещению книг в результате войны или книжным сокровищам) отношение не имеет.
За всю книгу упоминается только две книжные редкости: антология алхимических трудов Bibliotheca chemica curiosa Жан-Жака Манже (1702 году) и
Библия Гутенберга. Просто упоминаются. Хотя история Библии Гутенберга, вывезенной в 1945 из Лейпцига, не хуже самого закрученного детектива и хорошо могла бы раскрыть заявленную автором тему.
Любопытен рассказ автора о деятельности американской бригады «Памятники, изобразительное искусство и архивы» (MFAA), в частности группы библиотекарей во главе архивистом Национального архива в Вашингтоне Сеймур Помренцем.
Миллионы книг разместили в Оффенбахском архивном хранилище, в бывшем комплексе промышленного гиганта IG Farben (город Оффенбах-ам-Майн неподалеку от Франкфурта). Книги разбирали на основании экслибрисов и возвращали странам-владельцам. Но и себя не забывали свыше миллиона книг были направлены в библиотеку Конгресса.
Появившиеся в результате этой работы тысячи фотографий экслибрисов хранятся в Национальном архиве в Вашингтоне. Было бы приятно посмотреть на данный архив.
Мне понравилась цель автора - рассказать просто и увлекательно о сложной проблеме. Книга хороша тем, что появляется желание почитать на данную тему серьезные исследования. Но написана она плохо.
Несколько слов о самом издании. В оригинале книга (Anders Rydell. The Book thieves: The Nazi looting of Europe’s libraries and the race to return a literary inheritance) вышла в 2015 году. На русском языке - выпущена издательством «РИПОЛ классик» в 2018 году. В выходных данных сведений о тираже нет. Увесистый том (448 страниц), к сожалению, без иллюстраций. Бумага низкопробная.
#трофейные_книги, #nonfiction, #экслибрис,
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku.
Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».