Жил да был один Ан-10... Так можно было бы начать этот рассказ о необычной судьбе одного из бортов советского пассажирского самолета Ан-10. У этого рассказа типичные для своего времени начало и середина, но весьма оригинальная концовка.
Но обо всем по порядку. Ан-10 - советский турбовинтовой пассажирский самолет, созданный в конструкторском бюро Антонова в 50-е годы прошлого века. Страна тогда нуждалась в технике, способной взлетать с любых типов полос, в том числе грунтовых, и дальностью полета до 2 000 км. Основой для создания Ан-10 послужил его предшественник Ан-8 - военно-транспортный самолет с двумя винтами.
1. Летом 1955-го года Никита Хрущев посетил ОКБ Антонова и заинтересовался возможностью создания самолетов-близнецов Ан-10 и Ан-12. В условиях начинавшейся холодной войны возможность удешевления проекта и опция быстрой конвертации пассажирского Ан-10 в военный Ан-12 выглядела весьма заманчивой и добро было дано. У ОКБ Антонова тогда ещё не было опыта создания таких больших самолетов и он обратился к "старшим коллегам" из ОКБ Туполева с просьбой ознакомления своих сотрудников с уже готовыми проектами. А.Н.Туполев отнесся к просьбе с пониманием и предоставил документацию на Ту-16 и Ту-104. Благодаря этой помощи дело постройки Ан-10 пошло быстрее и уже 7-го марта 1957-го года первая модель Ан-10 поднялась в воздух. Первый борт получил собственное имя "Украiна".
2. Первые полеты прошли успешно и лайнер был пущен в производство. В 1958-м году было построено 20 самолетов, в 1959-м - 46, в 1960-м - 41. Строились самолеты на Воронежском авиационном заводе. Герой нашего рассказа был построен в 1960-м году и при рождении получил заводской номер 0402103 и бортовой СССР-11192. Вот он на фото, красавец.
3. Дальнейшая его судьба схожа с такими же десятков его собратьев. До начала 70-х лайнер благополучно эксплуатировался в гражданском флоте СССР. Но в 1972-м году произошла катастрофа одного из Ан-10 у Харькова. Причиной были признаны конструктивные недостатки и 27-го августа 1973-го года весь флот Ан-10 был разом посажен на землю "по неудовлетворительному техническому состоянию". Большинство Ан-10 после этого были порезаны, часть была установлена по паркам в качестве памятников и детских площадок. Наш герой, СССР-11192, оказался в Краснодаре, в Первомайской роще. В нем организовали детский кинотеатр "Аннушка". Фото из Первомайской рощи отыскать не удалось, может кто поделится? Есть только фотография его собрата, который был установлен в Краснодаре на другом конце города, в парке Солнечный остров, тогда 40-летия Октября.
4. В конце 80-х годов оба лайнера-памятника были утилизированы. Обычная история для нынешнего времени, не так ли? Но вот дальше начинается самое интересное. Попиленные останки забрал себе один из жителей города., Александр Иванович Ужва перевез все части самолета себе в частный дом на берегу реки, где они хранятся у него до сих пор. То есть лежат прямо в огороде. Зрелище весьма сюрреалистичное.
5. Среди огромной кучи всевозможного железа можно отыскать не только бывшую кабину самолета. Здесь и старые электроплиты, ржавые холодильники, остатки от каких-то авто.
6. Судя по тому, что вокруг фюзеляжа уже давно выросли молодые деревья - лежит он так уже много лет. Зелень так прикрыла остатки самолета, что с дороги даже можно и не заметить, что здесь такой необычный двор.
7. Рядом в траве лежат плоскости крыльев. Одна на другой. В каком они состоянии можно судить по этой фотографии. А ведь когда-то они несли сотню человек где-то в облаках на высоте 8 км.
8. На настоящий момент в мире остался всего один Ан-10. Он находится в Монино, в авиационном музее. При должной работе эти части вполне могут стать вторым сохранившимся Ан-10. Александру Ивановичу не раз предлагали забрать или выкупить сохранившиеся части самолета, но каждый раз он отказывал.
9. Самого хозяина дома не было. Вопрос почему он не хочет расставаться с самолетом ему задать не удалось. Местные сообщили, что Александр Иванович рассказывал им о своем желании собрать из этого какой-нибудь корабль или катамаран для личных нужд. Не знаю правда ли это. По-моему, если продать это все - то можно на вырученные деньги купить неплохой катамаран без всякий "доработок напильником".
10. На облезшем корпусе до сих пор видна надпись СССР. Хотелось бы сфотографировать её поближе, но подобраться к ней весьма проблематично.
11. Кроме всего прочего во дворе также стоит старый трап. Для понимания того в каком это все состоянии. Трап стоит на земле где-то между гаражами и какими-то складами досок. Под ним, а также под самим самолетом обитает большое количество бродячих собак. Поговорил по этому вопросу с местными пенсионерами. Они выражают сдержанное недовольство, во-первых, тем, что останки самолета стали приютом для бездомных дворняг, которых там действительно очень много, а, во-вторых, "стоит тут, излучает радиацию и всякие лучи вредные". Просили меня разобраться с этим вопросом, чтобы "это безобразие вывезли уже куда-нибудь".
12. А это снятые винты. В весьма неплохом состоянии насколько удалось оценить. Близко подойти не удалось опять же из-за бродячих собак.
Вот такая необычная судьба у этого самолета. И ведь история ещё не закончена. Что-то да будет с этими останками. Вывезут на цветмет? Продолжат гнить на огороде ещё лет 15? Или может все же попадут в заботливые руки реставраторов? Кто знает, посмотрим :)
upd2017: Пост о состоянии дел на 2017-й год -
https://ale.livejournal.com/54156.html При написании материала использовалась информация с сайтов
www.aviahistory.ucoz.ru,
www.russianplanes.net