Как начинался классический английский Холмс - 2

Jul 11, 2015 00:01

Предыдущая часть "Знакомство по-английски" - http://alek-morse.livejournal.com/108365.html
.


Изменившись лицом
Как начинался классический английский Холмс
Александр СЕДОВ (с) эссе / июль 2015 г.
 .
Одним из отличий британского сериала о Шерлоке Холмсе студии «Гранада» от ленфильмовского был примат продюсерского подхода над режиссёрским. Наиболее очевидно этот подход проявился в двух принципиальных моментах.
 .
Во-первых, у сериала не было единого режиссёра-постановщика. На студии каждый раз решали, какого режиссёра пригласить для съёмок той или иной серии. Всем проектом руководил продюсер, в чьи обязанности не входило ежедневно околачиваться на съёмочной площадке. Он намечал идею проекта, выбор рассказов для экранизации, утверждал исполнителей ролей и т.п. (Этот подход теперь знаком и нам.) Но и продюсер не был для сериала «господом богом». Майкл Кокс, начинавший проект, на середине уволился и передал бразды правления даме - Джун Уиндхэм Дейвис. Таким образом, даже с формальной точки зрения сериал студии «Гранада» не имел постоянного отцовства (или материнства).
 .


.
При таком подходе от студии требовалось работать как часы. Но этот же корпоративный механизм снижал роль индивидуального творчества режиссёра, и некоторые вещи, удачно получившиеся на «Ленфильме», было бы затруднительно реализовать на «Гранаде». Из-за организационных особенностей кинопроцесса, которые вели к торжеству «форматного мышления».
 .
Коммерциализация британского ТВ, которая с реформ правительства Тэтчер существенно усилилась, активно вела к регламентации формата и стандартизации художественных приёмов, к строгому обозначению жанра и зрительского адресата. Так, серия в детективном сериале должна была начинаться со сцены преступления или, в крайнем случае, с преддверия трагического происшествия. «Холмс» студии «Гранада» железно держался этого правила (за двумя-тремя исключениями из 41 серии). Как и другие английские криминальные сериалы. А вот ленфильмовская экранизация не была скована чётким форматом, и больше половины серий в ней Масленников начал со сцены на Бейкер-стрит, то есть как у Конан Дойла, «по-книжному».
 .
 .
Для советского телекино «бригадный метод», когда над сериалом поочерёдно работают несколько режиссёров, был исключением из правил. Он применялась либо при форс-мажоре (режиссёр-постановщик, начинавший снимать сериал, умер), либо в отдельных, по-своему, экспериментальных случаях (сериал о Знатоках, в котором из более чем двадцати фильмов почти половина снята не Вячеславом Бровкиным, а другими режиссёрами). Представить, что за ленфильмовский «Холмс» могли бы поочерёдно браться разные режиссёры-постановщики, с разным творческим подчерком - немыслимо. Уже за это единоначалие сериал Масленникова справедливо назвать авторским кино.
 .
Другая невообразимая для советских зрителей особенность западного телекино заключалась в том, что «по ходу пьесы», начиная с какой-нибудь -надцатой серии мог быть заменён исполнитель одной из главных ролей и на его место взят другой актёр. В буквальном смысле слова - персонаж менял лицо. Весьма рискованный ход, хотя и довольно распространённый на Западе, особенно, если сериал шёл годами.
 .
В книге «Этюд на целлулоиде» продюсер сериала Майкл Кокс не без гордости пишет, что съёмочной группе «Гранада» впервые удалось представить на экране образ Ватсона таким, каким его задумал Конан Дойл - серьёзным, самостоятельным и сообразительным джентльменом, в лице и привычках которого угадывается врач и отставной офицер. А вовсе не смешной недотёпа, Джон-дурачок, только и способный раскрывать рот от удивления - как в большинстве предыдущих киновоплощений. О ленфильмовской экранизации и Соломине-Ватсоне продюсер не упоминает.
 .


.
Зато подробно рассказывает, как после первых 13 серий студия вынуждена была искать замену - нового исполнителя роли Ватсона вместо выбывшего актёра Дэвида Бёрка. «Он дал нам того Ватсона, которого создал Конан Дойл, и теперь мы вынуждены были заменить его, - пишет Майкл Кокс. - Играя Ватсона, Дэвид Бёрк столкнулся с двумя проблемами. Первая заключалось в том, что как ведущий актёр он был сильно разочарован тем, что ему приходится играть второстепенно-вспомогательную и часто почти безмолвную роль» (вторая причина была связана с чисто семейно-бытовыми причинами).
.


.
Нового Ватсона, к счастью, отыскали быстро. Им оказался актёр Национального театра Эдвард Хардвик, но, проблема осталась нерешённой. Эгоцентризм Бретта заполнял всё предоставленное ему жизненное пространство. А продюсеры всячески потакали ему в этой слабости.
.


.
------------------------
продолжение следует...

granada series, эссе, essay, tv, adaptation, кино, Выдуманная англия, movie, выдуманная англия, holmes, fictional england, television, sherlock holmes, brett

Previous post Next post
Up