Недавно в своём живом журнале я давал ссылку на очередное открытое письмо мультипликаторов, на этот раз в защиту школы уральской анимации: в Уральской архитектурной академии приказом свыше закрывают бюджетные места для обучающихся этому искусству. Оксана Черкасова, заведующая графики и анимации УГАХА, ездила в Москву отстаивать право будущих мультипликаторов обучаться на бесплатной основе. К сожалению, не помогло. Что думает об этом Ассоциация анимационного кино нам пока неизвестно, но что думает Оксана Черкасова можно прочеть в её интервью, которое было дано екатеринбургской "Нашей газете". Перепечатываю:
.
(UPD - Пока верстался номер "Нашей газеты"...
Стало известно, что обращение мультипликаторов и Ассоциации к Министерству образования принесло частичный успех: из 9 /девяти/ ликвидируемых бюджетных мест - решено было вернуть кафедре 5 /пять/. Итого: потеряно 4 /четыре/.
Об этом на сайте Аниматор.ру
http://www.animator.ru/index.phtml?p=show_news&nid=1824 Оксана Черкасова благодарит всех, кто поддержал кафедру графики и анимации УГАХА.
Тем не менее, интервью не потеряло актуальности...)
Российские мультики: казнить нельзя помиловать
Зарубежная продукция полностью поглотит наш экран
Мария Духан (с), интервью режиссёра-мультипликатора Оксаны ЧЕРКАСОВОЙ в «Нашей газете» (Екатеринбург) / май 2013 г.
.
Когда я позвонила Оксане Черкасовой, заведующей кафедрой графики и анимации Уральской государственной архитектурно-художественной академии, она собиралась в Москву на заседание Союза кинематографистов. «Поеду отстаивать наши права!» - решительно сказала она.
Мы встретились по возвращении. Результатами заседания Оксана была расстроена: «Они убрали бюджетные места: все - содержите сами! Наша академия имела федеральный статус, наш диплом признавался по всей России и за границей. А сейчас она станет частной!»
Мы еще долго говорили о мультипликации - российской, екатеринбургской и ее личной.
.
- Как вы решили стать мультипликатором?
- Я закончила факультет дизайна Свердловского архитектурного института. В какой-то момент мне вдруг стало неинтересно. Дизайн - это не вглубь, а вширь, нет проникновения в самую суть происходящего.
.
- Когда же началась ваша карьера аниматора?
- В 1979 году объявили конкурс на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Каждая союзная республика имела два места, но почему-то из Екатеринбурга нас было четверо: я, Володя Хотиненко, Алексей Караев и Владимир Петкевич. После окончания курсов вернулась на Свердловскую киностудию. Собралась хорошая команда. Раньше краска была дорогая, на все фильмы не хватало. Пришлось что-то изобретать, придумывать технологии. Петкевич песком пробовал, Петров - маслом. Я пробовала комбинированные съемки. Мы все общались, показывали друг другу свой материал.
Сейчас молодежь сделает работу и закроется, не показывает никому. Это смешно, потому что работа делается «на экран», чтобы люди смотрели. Материал надо показывать товарищам, которые могут поправить, поддержать, помочь. Когда в своих «шторах» сидишь, тебе кажется, все в порядке, а со стороны посмотришь - уже по-другому. Тебе кажется, все получается, а другим не понятно.
.
- У вас есть пара фильмов - «Нюркина баня» и «Дело прошлое» - с одной героиней.
- Да, этот персонаж нам понравился. Эти фильмы по уральскому фольклору. Сейчас я работаю над фильмом «Купава», там тоже Нюрка.
.
- В ваших фильмах есть сюжеты из жизни?
- В «Нюркиной бане». Приезжал гость из Германии. Мы повезли его на дачу, в баню. Он никогда не был в русской бане и был поражен. Его рассказ натолкнул меня на идею: фильм - просто последовательность событий, как, допустим, инопланетяне видят происходящее.
.
- Ваши герои - Пушкин, Россини, Вивальди, Миклухо-Маклай. Почему именно такой выбор?
- Это заказные фильмы, но, конечно, я люблю этих талантливых людей. Как можно делать про нелюбимых? Надо получать удовольствие от материала. Надо всех зажигать.
.
- Ваши мультики больше для взрослой аудитории, чем для детской?
- Нет, они для всех возрастов. Например, про Россини. Он сделан для всех, кто занимается музыкой. Была идея создать серию для учащихся детских музыкальных школ. Можно прочитать о Россини, можно рассказать, а можно еще фильм посмотреть - разнообразие в учебном процессе. Это прикладная анимация. Я знала, на что шла, и мне это нравится. Это создается с благородной целью. Гораздо лучше, чем плохой сценарий, неинтересный, в миллионный раз - про борьбу со злом.
.
- Когда и почему вы ушли из Свердловской киностудии?
- В 1999 году. Когда мы уходили, нас «никто не спросил». Просто в один момент выставили за ворота: вы теперь - не в штате, вы теперь - на контрактной системе. Пришел государственный указ - ушли все творческие работники.
.
- Какие произошли изменения в работе Свердловской киностудии?
- Раньше был штат, государственная поддержка. То есть мы полгода могли готовиться к следующему фильму, не думая о хлебе насущном. Нас поддерживали. Сейчас - закончишь работу и как сумасшедший ищешь другую. Если работаешь - арендуешь стол, стул, камеру. Снял - сдал комнату, там уже работает новая группа. Фильмы в киностудии все равно снимают, по четыре в год.
.
- Каковы ваши профессиональные планы?
- Наши права отстоять.
.
- Что для этого нужно делать?
- Я спросила об этом на заседании, мне ответили: «Либо поезжайте в Ростов, либо собирайте общественность». Не знаю… Ворваться к Путину, заразить его нашей идеей? (смеется).
Урал - такой большой регион, и нет художественного вуза. Никому ничего не надо.
Решили открыть архитектурный институт в Ростове. Зачем у нас уничтожать, а в Ростове строить заново? Сегодня - мы учим талантливых людей. А завтра - будут учиться не лучшие, а у кого богаче родители.
.
- Какое будущее у кафедры анимации?
- До 2016 года «они» должны все реорганизовать. Подействовать на них может только общественность, какой-то бунт. Танки ввести... (смеется). В этом году уже бюджетных мест не будет, скорее всего.
Были федеральные, стали региональные. Забрали бюджетные места. Такая же ситуация в архитектурном Москвы. Там оставили 8 бюджетных мест. Дорогой вуз, потому что много прикладных дисциплин. Дешевле четыре юридических открыть, чем один архитектурный.
В России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов, во Франции - 350, на Западе и в Китае - тысячи часов, в Японии и США - десятки тысяч. Если не продолжать усилия по возрождению российской анимации, то второй кризис (первый был в 90-х годах) ей не пережить. Зарубежные фильмы полностью поглотят наш экран.
.
---------------------
ссылка на материал на сайте "Нашей газеты"
http://www.ngzt.ru/magazines/ng/2013/n18/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C