Вот и прошли десять дней отпуска. Прошли, как один затяжной прыжок. Словно во сне. А может и действительно во сне? Я взял этот отпуск специально, чтобы провести его именно так. Вставая в три часа ночи, отсыпаясь днём, чтобы на закате снова отправиться в поля и вернуться оттуда поздно ночью. Организм всё еще по привычке просыпается в 2:49, ровно за 6 минут до "будильника". Хотя будильник я, разумеется, давно выключил. Но биочасы работают без осечек, их не обманешь!
Что же произошло со мной за эту неделю? А произошло то, что совпала моя некоторая свобода от работы, желание сменить род деятельности, окунуться во что-то принципиально новое, и... даты проведения в Белгороде Чемпионата ЦФО по воздухоплавательному спорту и аэрофестиваля "Небосвод Белогорья", куда я с радостью, пользуясь, не скрою, личными связями, записался волонтером работать за еду.
Рис.1. Гербовый аэростат "Санкт-Петербург" (пилот Андрей Чижов)
Дальше наверное будет много фото и чуть-чуть текста. А что писать? Это надо видеть и чувствовать! Итак, первая часть - чемпионат ЦФО по воздухоплавательному спорту.
Я догадывался на что подписывался, был готов выполнять любую работу, правда, не знал ни бельмеса какую именно!)) На первом брифинге я чувствовал себя немного растерянным. Все готовились что-то делать. Измерителей уже успели потренировать, а мне сказали, что я буду в команде подбора, и всё... Через пять минут выезд на первый стар, а я ни гугу! Со словами: "А мне то куды?" - подхожу к руководителю мероприятия и своему другу Вадиму Радченко. Он, как истинный начальник переводит стрелки на белгородского пилота Игоря Поликаренко, который в конце концов определяет меня в московскую команду пилота Андрея Антонова.
Рис.2. Мой пилот - Андрей Антонов (г.Москва)
Выезжаем на старт. Предупреждаю, что я вообще ни бум-бум. Отвечают: "Ни ссы, научим!" Через пару стартов я уже понимал, что и когда от меня требуется, а также, как мне кажется нашел свою нишу в этом задорном обществе воздухоплавателей. Первый выезд в район Шагаровского пруда. На скошенное поле приезжаем одними из первых. Судьи начинают измерять небо.
Рис.3. Измеритель неба
Выставляется теодолит. В воздух запускается шарик, наполненный гелием. По мере его подъема измеряются сила и направление ветра на разных высотах. Это важно для того, чтобы, меняя высоту полета, пилоты аэростатов могли немного маневрировать. Иногда бывает, что направление ветра вверху и внизу отличается на 180 градусов. Пилоты в это время ждут и проводят свои собственные измерения.
Рис.4. Пилот следит за выпущенным шариком
Команды подбора в это время балду гоняют. Кто на что горазд.
Рис.5. Полевой футбол (Фото Юрия Р. Бограда)
Рис.6. Мыльные пузыри - тоже ведь воздушные шары!
И вот, когда дано добро на полет, судьи разъяснили задание, команды начинают разворачиваться. Собираются корзины, раскладываюся оболочки, проверяются горелки и большой вентилятор начинает наполнять оболочку холодным пока еще воздухом. После того, как оболочка уже достаточно наполнена, пилот начинает подогревать воздух внутри оболочки горелкой. Надо сказать, что находиться рядом весьма жарко! И вот, когда поднят зелёный флаг, пилоты начинают поднимать аэростаты в небо.
Рис.7. Старт разрешен (Фото Юрия Р. Бограда)
Кто не видел вблизи, как в воздух почти одновременно стартует больше десятка воздушных шаров, тот не поймёт! Это какой-то бешеный восторг!!! Задираешь голову вверх... И всё, после этого только падать навзничь в траву!!! Но расслабляться команде подбора особенно некогда. Наш пилот уже приступил к выполнению полётных заданий.
Рис.8. Аэростат "Сапфир-Спорт" (пилот А.Антонов)
Команда подбора садится в машину, берет ноги в руки, и движется по направлению предполагаемой посадки своего пилота.
Рис.9. Команда подбора спешит на помощь (Фото Юрия Р. Бограда)
Надо сказать, что место, где приземлится аэростат не знает никто. Вообще. От слова совсем! Нельзя садиться в засеянное поле, нужно бояться ЛЭП и разных зданий, а так... Мы, например, один раз посадили свой аэростат прямо на центральной площади села Бессоновка под восторженный визг местных жителей, пройдя перед этим практически по крышам домов.
Рис.10. "Сапфир" в огородах Бессоновки (Фото Юрия Р. Бограда)
В Бессоновке местное население с удовольствием помогало нам складывать оболочку. На шоу можно было билеты продавать! Через 15 минут, после посадки, нас уже и след простыл. Правда, не все посадки бывают такими удачными. Один раз нам пришлось вытаскивать аэростат из болотца на дне небольшой балки. Полтора часа мы собирали эту махину. В другой раз несколько шаров приземлились в очень известном и любимом мной месте в районе села Угрим. Когда пилоты по рации стали описывать местность, я сказал, что здесь есть только одно такое поле. Туда мы заехали по размытой дороге, а потом по рации сообщили другим группам подбора, как сюда добраться. На следующий день многие подборщики сказали: "Нафик, плавали - знаем!" - пропускали нас вперед и ездили следом за нами. Так мне пригодилась врожденная способность ориентировать в любых условиях.
Рис.11. Пилоты выполняют задания
Соревновательная программа длилась с 1 по 5 августа. Режим дня следующий. В 3:00 подъем и выезд на утренний брифинг, начало которого в 3:45. В 4:00 выезд на место старта, проверка ветра, около 5:00-6:00 старт. Около часа пилоты выполняют задания. Приземление, разборка аэростатов, и пулей на заправку заправлять газовые баллоны. В лучшем сучае в 9:00 я дома. Поел, помылся и спать. В 16:00 выезд на вечерний брифинг, его начало в 17:00. В 18:00-19:00 - вечерний старт. Подбор, заправка, в лучшем случае в 22:00-23:00 (бывало и позже) я дома. Помылся, покушал, и 2-3 часа в сухом остатке на сон. И так пять дней подряд!
Рис.12. Утренний старт
В день города, 5 августа, спортивная программа заканчивалась. К сожалению перед этим у нас случилось пару не самых удачных полётов, и шансы на призовое место мы к этому моменту уже потеряли. В этот день был полёт за "зайцем" над городом. "Заяц" - это шар, который стартует немного раньше остальных ("собак"), летит и оставляет следы - марки, по которым летят "собаки". Кто из "собак" лучше поймал "зайца", тот молодец! "Зайцем" был аэростат "Белгород".
Рис.13. Заяц вылетел за черту города
В спортивном итоге наша команда заняла почетное 4 место, получила дипломы и, как положено, деревянные медали в виде магнитиков. В эмоциональном итоге, я не могу говорить за остальных, лично я получил массу положительных эмоций. Как восторг от самих аэростатов, так и от прекрасного единения с природой на утренней и вечерней заре.
Рис.14. На утренней заре
Мы в городе редко видим вот такое, настоящее утро, и вот такой, настоящий вечер. Обычно в это время мы чем-то всегда заняты. А ведь это, пожалуй самое прекрасное - наблюдать восход и закат солнца!
Рис.15. Хорошо идут!
По окончанию спортивной части, моя команда, к сожалению, уезжала. И сразу стало как то пусто и грустно. Словно что-то незримое внутри оборвалось. Спасибо Андрей! Спасибо, Саша! Это было прекрасное время, проведенной с пользой. Хоть и устал очень, но оно того стоило.
Рис.16. Наша команда возвращается из полёта (Фото Юрия Р. Бограда)
Мы прощались... Я становлюсь сентиментальным. Сейчас пишу, а в горле ком. Ребята, мы обязательно встретимся! Я не знаю, что будет через год, но буду стараться! Спасибо вам оргомное!!! За всё!
А пока я остался без команды, неприкаянный, никому не нужный... А праздник воздухоплавания плавно перетекал в аэрофестиваль "Небосвод Белогорья. Но об этом уже во второй части.