Наша история.
Давайте вспомним исчезнувшие деревни Авксентьевского сельсовета . Ведь в каждой из них рождались и умирали люди, трудились, воевали, мечтали о счастливой жизни. Святое - так мы называем местечко , расположенное у озера Святое. Здесь, когда-то были деревни : Сокольниково, Поздеевская, Кузьминская, Назаровская. Проживало много людей. В конце 80-х переехали на центральную усадьбу последние жители д.Сокольниково : Трещеткина Л.П., Шахова Е.Ф. и моя бабушка Халуева А.П. Территория опустела, сейчас только в д.Кузьминская есть полуразвалившийся домик и в д.Сокольниково 2-3 дома, вот и всё, что осталось . Из своего детства помню , как привез меня отец к бабушке Анне. Дом у неё был большой, высокая лестница . В доме всё просто, по старинке: лавки, стол , на стене висел посудник ( полочки для посуды) , шкаф - горка , кровать, большая печь. Вечером к бабушке приходили её соседки , зажигали керосиновую лампу (электричества не было) и садились за стол пить чай. Бабушке часто посылали посылки : дочь из Ташкента и сестра из Челябинской области и там было много-много всяких конфет , она угощала меня и давала с собой. Вот и всё, что помню о Святом. К своему рассказу об этой территории, хочу добавить воспоминания Утина Кана Алексеевича -1937 г.р., записанные нашими работниками дома культуры. « На территории Святого была церковь Божьей Матери, шпиль, позолоченный около 40 метров в высоту. Когда начали строить овчарню, кирпич взяли, разрушив церковь. Иконы на стенах уже не помню, но остались росписи на стенах, на потолке. Ходили слухи, что церковь сначала хотели построить на «зяблой горке». Привезли строительный материал на место строительства, потом пришли после выходных, а весь материал оказался в другом месте. Так и построили церковь где «бог указал». Вокруг церкви стояла кованая ограда, по углам башенки, сложенные из кирпичей. От шпиля был опущен в землю громоотвод, когда ломали церковь, громоотвод был повреждён, и поэтому в грозу ударила молния в крест, церковь загорелась, и никто её не тушил, выгорела вся. Из церкви ходили крестным ходом к Святому озеру, на гостиный берег, святили воду в озере. 12 июля в Петров день и 23 ноября в Михайлов день около озера были народные гуляния.
В Святом было 4 деревни - Назаровская 5 домов, в Поздеевской 20 домов, Сокольниково 30 домов. В деревне Сокольниково стояла начальная школа . 4 года ходили школьники в начальную школу, а потом ходили в село Богородское. Колхоз назывался «Октябрь», председатель по фамилии Соколов. В деревне Поздеевская стояла овчарня. Из административных зданий в деревне Сокольниково была только колхозная контора, в ней работал председатель колхоза и счетовод. В Святом до войны было пять ветряных мельниц и две водяные на реке Ухтомица. Стояли толчеи, в которых мололи зерно на крупу, много было овинов, кузница. Сеяли зерновые культуры и лён, изо льна ткали полотно, шили одежду. Помню, сам в школу до 10 класса ходил в льняных штанах и рубахе косоворотке. Из шкур животных шили сапоги. Помню, мать шкуру загнетала в известь, потом в настой коры ивовой, а потом растягивали кожу и после как высохнет, шили сапоги. В семьях, где было много сыновей, жили побогаче. Из промыслов в Святом катали валенки, шили одежду, но жили не дома, а ходили по деревням, в другие районы. Мастера Павел и Алексей ходили шить до самой Украины. Мой дед был бондарем, у Семьи Шаховых были пчёлы. Люди много охотились и рыбачили, сдавали пушнину.
Все мужчины были призваны на войну, больше всех из деревни Сокольниково, и мало кто вернулся. Мельницы, толчеи - всё было заброшено, работать было некому, поэтому в домах стояли свои ручные жернова, на которых мололи зерно. Коровы на колхозном дворе, пережившие зиму, не могли стоять на ногах, их подвешивали на верёвках, а за лошадьми на пастбище приглядывали мы, ребятишки, и если какая лошадь упала, мы бегом бежали в деревню сообщать. Лошадь кололи на мясо, отдавали жителям. Зерно и сено - всё забирали на фронт, возили на подводах до села Бережное, а там, на пароходе увозили дальше. Молоко возили в Авксентьево, на маслозавод, там делали масло и тоже отправляли на фронт. С 16 лет ездили на лесозаготовку. Кто смог, на 2 семьи держали одну корову, одной семье было не прокормить. Косили траву на сено ночью, сушили на чердаках, под крышей. Весной от государства выделялось зерно на посевы, и женщины на себе из Кирилловского района «5 шлюз» тащили зерно. Пахали на коровах, бороны таскали сами. Каждую весну и осень приезжал уполномоченный (толкач) и следил, как идёт посевная или уборочная. В 1942 и 1947году был большой голод, некоторые люди пухли от голода, были семьи, в которых умерли дети от голода.
Первый трактор колёсный пригнали ещё до войны. Гнали его ночью два мужика, включили фары, а на краю деревни жили дед с бабкой, дед увидел в темноте такое чудо и подумал, что конец света, чуть до смерти не напугал старуху. Трактор работал на берёзовых чурбачках (бабайках).
Первый раз, машина приехала в Святое в 1948 - 1950 гг., раскулачивали семью, поэтому пока делали обыск и оформляли документы, шофёр прокатил мальчишек по деревне. Это была машина « ЗИЗ - 5», полуторка.
Первое радио появилось у Утина Сергея, это был один наушник, детекторный приёмник с антенной.
Магазин был ещё до войны, продавали разную утварь: грабли, хомуты и т.д., а потом стали продавать продукты, пользовались большой популярностью у жителей - пряники. Магазин был РАЙПО, товар давали по паевым книжкам, хлеб пекли сами. В войну не было керосина, жгли лучину, писали в школе на книгах, чернила делали из сажи, писали пером. Мужики сеяли табак и курили самосад. Спичек почти не у кого не было, поэтому по утрам бегали из дома в дом и брали огнь.
Большие праздники были до войны, собиралось много людей на улице, около барского дома стояли качели, качались, плясали под гармошку , пели песни. Зимой собирались по домам.
Во время войны в колхозе на 1 трудодень давали по 200 гр. Мякины и 10 % от накошенного сена.
До войны сначала раскулачивали кулаков, а потом и жителей, что побогаче. Был такой случай. В одном доме жили два брата с семьями и их родители, поэтому хозяйство было большое. Один из братьев стал строить дом рядом. Но тут их предупредили, что едут раскулачивать, пришлось ему ночью перебираться в недостроенный дом с семьёй и перегонять половину живности. Так их не раскулачили.
В деревне Сокольниково стоял наполовину разрушенный «барский» дом. Мама рассказывала, что сам барин Огарков жил в Вологде, а сюда приезжал отдыхать. В доме постоянно жил управляющий и прислуга. В доме была хорошая библиотека. Ещё здесь жили две барыни.
У нас в деревне был интересный говор, например, говорили: «Колькя, Петькя, Юрькя», вместо слов закрой дверь: «закутай дверь», замёрзла: «застыла», миска: «ставчик, ставец».
После окончания школы я год работал в колхозе, потом ушёл в армию. После армии, уехал в Ленинград и там остался жить».
Всего на войну из Святого призвано 91 чел., вернулось 42 чел.
д.Кузьминская : призвано17 чел., вернулось 3 чел.
д.Кузминская.
д.Кузьминская , наши дни
Д.Назаровская : призвано 4 чел., вернулось 2 чел.
д.Назаровская.
здесь была д.Назаровская
Д.Поздеевская : призвано 38 чел, вернулось 17 чел.
д. Поздеевская.
Д.Сокольниково : призвано 32 чел., вернулось 20 чел.
д.Сокольниково , наши дни
За последние 19 лет в РФ исчезло 18 тысяч сел и деревень . Закрывается сельские школы, нет рейсовых автобусов, магазинов, медпунктов - сельские жители бегут из деревень. Изменится ли в будущем ситуация в лучшую сторону?
Одни утверждают , что это д.Сокольниково, другие, что это д.Марковская, старый сельсовет. Может кто знает, подскажите?
Из комментариев:
Любовь Чащина Чащин П, А. Говорит такого дома в Сокольникова не было.
Марина Демидова Наталии Любовь, наверно тогда это д.Марковская.
Вера Чащина Володя говорит, что этот дом в Беловской.
Александр Воробьёв д.Марковская старая почта.
Сказка про Святое озеро. ВСЕ ПОСТЫ про Авксентьево в
Живом журнале и в группе ВКонтакте
Авксентьево - группа памяти (ВО) .
ВСЕ МОИ ПОСТЫ В ЖЖ.