Закончился мой трип на Кубу... Много неоднозначных впечатлений, 1500км за рулем, общение с полицией, хорошими людьми и все-все-все :) Постараюсь передать мои ощущения фотографиями и краткими комментариями. Итак...
...уверен, первая ассоциация при упоминании Кубы у нашего человека - это автомобили. Старые американские рыдваны с крыльями и хромом. Корабли дорог, спроектированные в аэрокосмическую эпоху, без компьютеров. Только художник, дизайнер, модельщик - все своими руками и в реальном мире. Оттого, наверно, эти машины так западают в душу и даже то ужасное состояние, в котором они находятся, не умаляет их очарования.
Утро первого дня в Гаване. Естественно, подъем в 4 утра, поиск в гостинице завтрака и заказ его в номер - все четко и быстро. Кстати, при вселении обнаружил, что не работает сейф в номере - номер заменили без вопросов. Отель Мелиа Коиба***** на Малеконе, есть даже русскоговорящая администрация. В эту гостиницу свозят всех иностранцев и она более-менее похожа на европейскую. В лобби есть даже вайфай - 12 кук (15$) за 2 часа, 200Мб и 4 дня. Рекомендуется для тех, кто предпочитает экскурсионную программу с гарантированным обслуживанием и шведским столом по утрам.
Так виден восход прямо от гостиницы. Пока я фотографировал облака над Мексиканским заливом, за моей спиной происходило вот такое буйство красок.
Американские машины очень большие - вот эта напоминает нашу "Победу", но на самом деле это микроавтобус с тремя диванами внутри. Вместимость машины 11 человек с комфортом. Если в России главное в машине двигатель и коробка, то на Кубе - кузов. Был бы кузов, а чем заставить двигаться найдется.
Однажды недалеко от Сьенфуэгоса я посидел после ужина на берегу залива в Тандерберде 51-го года, у которого стоит двигатель от "Болги", а коробка еще от кого-то. "Болга" - это не опечатка: в испанском, как я понял, почти нет разницы между звуками "б" и "в".
99% машин убиты и покрашены кисточкой, имеют неродные колеса, переднюю панель, ходовую и пр. Сиденья - вот что, может быть, осталось оригинального. Ездить в них страшно :) Кажется, что они вот-вот развалятся или, как минимум, отвалятся колеса. С Гаванскими номерами я не встретил ни одной ухоженной тачки. Более-менее музейные экспонаты в хорошем состоянии встречаются в провинции:
Вот эта, зеленая - в очень хорошем состоянии и намера не гаванские.
Все автомобили невероятно чадят, от этого в Гаване постоянный смог, который при тамошней влажности представляет проблему для дыхания и обоняния. При этом я не услышал запаха помойки, о котором рассказала одна хорошая знакомая, незадолго до меня побывавшая там же. Каждому свое... У меня от выхлопных газов через несколько часов на улице начинала болеть голова.
Внутри "салона" такого авто можно угореть еще быстрее :)
Что еще замечаешь, сидя внутри - это необыкновенный голос V8, настоящей американской мощи. Эти движки разменяли, видимо, второй миллион - всего-то надо ездить по 17000км в год последние 60 лет ;)
Наших, конечно, там очень много, процентов 30. Однажды ехал на местном такси, на "шахе" - звук подвески был, как если бы положить гаечек М20 в железную кастрюлю и потрясти. На Аутописте Национале видел "копейку"-лимузин. К сожалению, ехали мы с ней в разные стороны и с большой скоростью, а развернуться у меня возможности не было. Вобще Аутописта - это отдельная история, которая будет в следующих частях.
Автомобили Кубинцы покупать и продавать не могут. За очень редким исключением: работающим за границей и артистам государство может разрешить купить. Видел на улице ярко-красный довольно современный "крузак" - на мой вопрос, кто может себе такое позволить, проводник ответил, что артист, скорее всего.
Кстати, контакты очень хорошего персонального проводника по Гаване могу предоставить (по Сьенфуэгосу и той части кубы - тоже есть контакт). Проводником называю потому, что это не гид в группотуровом понимании: у гида программа и шаг влево вызывает либо панику, либо одно из двух. Проводник идет туда, куда тебе надо и рассказывает то, что тебе интересно - более глубоко и неофициально.
Классический кубинский кадр :)
Есть таксисты, работающие на таких авто - они возят только местных и являются аналогом наших "маршруток". Иностранцев возить им нельзя, грозит реальный штраф в 1000-1500 песо. Но если у вас есть проводник, то можете прокатиться - дешевле государственного такси в 50 (пятьдесят) раз.
Не маршрутное такси, т.е. то, которое вы ловите указательным пальцем (такой жест - не большим, как в америке, и не ладонью, как у нас), тоже может вас отвезти чуть подешевле, но они реально боятся "специальной полиции" и могут высадить за углом от достопримечательности со скоплением стражей идеологии.
Дальше будут фото с улиц, крыш и естественно - ночные. Еще будут фото с собственно путешествия Сьенфуэгос - Тринидат - много окресностей - Кайо-коко
Куба, часть 2-я. Гавана, улицы. На все вопросы с удовольствием отвечу.
До связи!