(no subject)

Aug 01, 2007 22:33

Для интересовавшихся:

Прошлое
Ее мать, темноглазую дочь Персии Кассандану, отец-афинянин привез после сокрушительной победы над Персией. Кем она была - так и осталось для ее дочери тайной. Когда Архедике было пять лет, Кассандана умерла, потому воспоминания о матери остались смутные. Острые огоньки свечей на ее домашнем алтаре, странно сочетающиеся с греческим нарядом украшения - вот и вся память о дочери Малой Азии.
Побочная дочь афинянина, Архедика мало задумывалась о сложности столкновения культур. Восточная внешность да рабское положение - вот и все, что досталось ей в наследство от матери. Зато отец, никогда не признававший ее перед богами и людьми, но относившийся как к своей дочери, подарил ей нечто бесценное: образование.
Маленькой Архедика мечтала выкупиться на свободу и стать воином - как отец. Впрочем, со временем эта мечта поблекла, а будущее было всё более туманным. Другие рабыни раньше не любили ее мать, а теперь - и саму Архедику. Она переписывала для отца свитки… Но неужели этим будет заниматься всю жизнь?
А свобода свалилась на нее нежданным даром богов.
Ах, будь она мужчиной… Какие бы перспективы перед ней открылись! А так - замуж? А ради чего? Девушка, не получившая достойного будущей добропорядочной гречанки образования, не ощущала никакого желания затвориться в гинекее и прилежно вести дом.
…Такой она впервые и пришла в дом Аспасии, а которой перешептывались рабыни в доме ее отца (большей частью пренебрежительно - но что с них, неграмотных, взять?): юной, самоуверенной, больше всего в жизни мечтавшей если не быть философом или стратегом, то по крайней мере иметь к их жизни большее отношение, чем добропорядочные женщины. И осталась там, чтобы в школе гетер постигать те премудрости, которые помогут ей реализовать ее мечту.
Наука любви захватила ее не меньше, чем когда-то - грамота. Изящество линий, гармоничность форм… Домашние работы, как и прежде, ее ни капли не привлекали. Пожалуй, две вещи ее особенно огорчали: ни петь, ни играть на музыкальном инструменте так не научилась. Ну, разве что, когда никто не видит… И не слышал. Беседы и постельные утехи всегда давались ей легко - но вот Аполлон ее никаким из музыкальных дарований не наградил. Зато обсуждать политику или последнюю пьесу Софокла - да хоть целый день!
Архедика всегда считала, что быть гетерой - не позорно. Тем более, что заниматься любовью с неприятными мужчинами можно и отказаться. И мало ли что считают бедные, необразованные женщины, навек запертые в своих гинекеях! Да они же ничего кроме как прясть и вести дом не умеют, бедняжки. Что же может быть лучшей долей для женщины, чем служить смертным воплощением муз? Неужели хорошо прясть?! Красота и ум гетер казались ей воистину достойными подражания. А уж страсть к красивой жизни теперь едва ли что-то могло поколебать.
Теперь, уже став полноправной гетерой и давно живя в обществе самых прекрасных и образованных (даже образованнее иных гостей!) женщин, Архедика все больше задумывается: хорошо было бы добиться такого же успеха, как Аспасия. Иметь свой дом… своего стратега… проводить свои вечера…

Речь
Великий Гомер упоминает о племени амазонок, что жили на побережье Черного моря, при реке Фермодонте. Мужчин среди них не было и встречались они с ними лишь ради заведения потомства, из которых мальчиков отсылали обратно, девочек же оставляли себе. Они сражались на поле боя и были равны в этом мужчинам. У стен Трои амазонки сразили многих воинов, прежде чем Ахилл пронзил копьем их царицу, Пентиселею.
Жизнь женщины Эллады не такова. Жизнь наша - служение и послушание. Мужу или хозяину - но разве есть в том разница? Они ждут, что мы будем находить удовольствие лишь в рождении детей, их воспитании и заботе о доме.
Мы ведем дом и слушаемся мужей. Но что вспомнят о нас наши внуки? А их внуки? Имена наших мужчин прославят в истории, на наших же собственных могилах напишут кратко: она пряла шерсть. Ни при жизни, ни после смерти о нас не скажут ничего - ни плохого, ни хорошего.
Да, мы не можем держать оружие, защищая наш полис. Но неужели ум наш менее остр? Неужели хуже мы можем произнести речь перед народным собранием?
Мы проводим свою жизнь в гинекее, преданно служа домашнему очагу. Мы даем советы, но не можем поступать по своему уму. Наше дело - дом. И все же спросите себя: это ли предназначили нам боги? Разве Афина, мудрейшая из обитателей Олимпа, покровительница нашего прекрасного города, - не женщина?
Теперь задумайтесь и о другом.
Лишь те, кто отказывается от материнства, кто не может вступить в брак, те, кто выбирает судьбу гетеры - не жены, но спутницы славных мужей, может встать в один ряд со стратегами и философами. Многие афиняне относятся с пренебрежением к гетерам. Но много и среди славных мужей Афин тех, кто посещает гетер не скрываясь.
Неужели и другие афинянки, рожденные в беломраморных Афинах, не могут говорить на равных с политиками и поэтами? И быть не только верными хранительницами семейного очага, но и музами для своих славных мужей?
День, когда женщине не придется выбирать между затворничеством в гинекее и жизнью гетеры, я назову одним из самых прекрасных дней в истории Аттики.

Религия
Наиболее почитаемая богиня: Геката
О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка. (Протагор)
Архедика никогда не была особо суеверна или религиозна. Древняя культура ее матери-огнепоклонницы столкнулась с системой греческой религии, воплощенной в строгих линиях Парфенона. Единственное, чему она придает действительно большое значение, - это сны; если ей приснится нечто действительно тревожное, то она идет за помощью к толкователям сновидений.
Несмотря на то, что Архедике, казалось бы, приличествует более почитать Афродиту (как богиню красоты) или же Афину (как покровительствующую знанию), она более всех почитает Гекату - потому как она наиболее близка к богам ее матери, происходившей родом из Персии. С другой стороны, Геката - богиня перекрестков, пределов и порогов, охранительница врат, покровительница перехода. А кто как не гетера - воплощенная грань между той и этой стороной, между гинекеем и мегароном.

Философская школа
Философская школа: софисты
Архедика всегда любила слушать выступления софистов, находя их прекрасной демонстрацией гибкости человеческого разума и ораторского мастерства. Любимый автор из софистов - Протагор из Абдер, в своих произведениях много внимания уделявший относительности познания и выведению заключения из посылок.

Театр
Любимый драматург: Еврипид. Из всех его трагедий Архедике больше всего нравится «Медея». «О жалкая доля женщины! Выдают ее в чужой дом, платят за нее приданое, покупают ей хозяина; рожать ей больно, как в битве, а уйти - позор. Вы - здешние, вы не одинокие, а я - одна». Именно с этой героиней себя нередко отождествляет Архедика.

Отношение к Элладе
Моя мать была частью трофеев, что мой отец и господин привез после победного мира с Персией, заключенного Калием. Я не знаю, каким богам она молилась, потому как была слишком мала в день ее смерти; только длинные язычки огня на ее маленьком алтаре. Какие-то обрывки мифов, запахи ароматических масел…
Впрочем, в том, что касалось моего образования, мой отец и господин всегда был тверд: он хотел видеть свою дочь - пусть и побочную - гречанкой. Не по рождению - так по воспитанию.
Не знаю, чего он добился. Родись я мальчиком - могла бы прославлять свою родину словом или же мечом. Но я не умею быть такой, какой желают видеть своих жен граждане Афин или метеки. И не думаю, что верно говорят они, будто образование женщине не пристало.
Геродот пишет в своей «Истории», что Вавилон - город большой и прекраснейший из тех, где он побывал. Быть может, тогда он просто еще не посетил Афины?
Этот город, которому я не родна по крови, стал во истину моим по духу. О, белокаменные Афины… Возвышающийся над городом Акрополь. Парфенон, невыразимо прекрасный в гармонии строгих линий, прославляющий Афину Паренос. Эрехтейон, чей карниз поддерживают шесть кариатид, священное место спора Афины и Посейдона.
Театр Дионисия на южном склоне Акрополя… Что может сравниться с изяществом трагедий наших великих драматургов? Разве бряцанье оружием и перечисление победоносных битв будут звучать лучше «Царя Эдипа» Софокла? В такие моменты мне кажется, что боги не были так уж мудры, поставив управлять государством мужчин. Ведь еще со времен Титанов лишь их честолюбие служит началом войн!
А афинская Агора - разве сравнится наше народное собрание с той шумной толпой, что принимает решения в других городах? Или же решение вовсе принимается царем, как на родине моей матери. Единственное, что огорчает меня: они говорят - право слова для всякого гражданина. Но почему же граждане - лишь мужчины? Ведь известно, что возлюбленная Перикла, Аспасия, не менее умна, чем ее муж.
Эллада - это споры философов и выступления ораторов. Ни об одном другом полисе я не слышала, чтобы столь большое количество людей собиралось, дабы говорить об устройстве мира, космогонии или же политике. И не только достойные мужи: Аспасия свободно принимает у себя достойнейших из афинян и гостей Афин, и нет большего удовольствия, чем беседа с ними.
Эллада - это Аттика. Это белокаменные Афины. Это Парфенон.
И если есть иная Эллада, мне она неизвестна.

Персонаж был прорисован скорее на основе мифов и эпоса, чем культуры запертых на своей половине женщин. Да, в общем-то моя Архедика получилась ближе к римлянке конца Республики - но мне сам концепт от этого нравится не меньше ;-)

Игры Патриотов, lrpg

Previous post Next post
Up