Как выглядит список лидеров проката с учётом инфляции (спойлер - «Титаник» непотопляем, «Мстители: Финал» даже не в пятёрке лучших).
На днях случилось нечто знаменательное. После 10 лет пребывания в статусе режиссёра двух самых кассовых фильмов в истории кино, Джеймс Кэмерон подвинулся и пропустил вперёд «Мстители: Финал», который устроился между «Аватаром» и «Титаником», скатившимся со второго места на третье.
Марвел, несомненно, имеет полное право собой гордиться. Или нет?
С одной стороны, «Титаник» оставался непотопляемым больше 20 лет и не поддался ни трём «Юрским паркам», ни пяти эпизодам «Звёздных войн», что делает честь куда более молодой супергеройской франшизе. С другой стороны, одолеть его получилось лишь 22-ым эпизодом комикс-сериала, насобиравшего за декаду легион фанатов, ломанувшихся в кино посмотреть на условный финал этой эпопеи. Считать ли победу многолетнего студийного проекта над не являющимся часть франшизы разовым авторским stand-alone произведением честной и спортивной - решать вам.
Так что же там с цифрами?
Официальный табель рисует вот такую картину:
10-е место - «Чёрная пантера» ($1,34 млрд.)
9. «Мстители: Эра Альтрона» ($1,4 млрд.)
8-я строчка топа у «Форсажа 7» ($ 1,516 млрд.)
7. «Мстители» ($ 1,518 млрд.)
6. «Мир Юрского периода» ($ 1,6 млрд.)
5. «Мстители: Война бесконечности» ($ 2,04 млрд.)
4. «Звёздные войны: пробуждение силы» ($ 2,06 млрд.)
3-е место у «Титаника» ($ 2,18 млрд.)
2. «Мстители: Финал» ($ 2, 34 млрд.)
1. «Аватар» ($ 2, 78 млрд.)
Но вся эта долларовая красота не учитывает много-много вещей, из которых складывается: рост числа кинотеатров, появление новых кинорынков, выпуск фильма в разных форматах, подорожание билетов и, разумеется, инфляцию, которая сильно обесценивает заслуги современных рекордсменов.
Если взять индекс потребительских цен МВФ и проделать небольшие математические манипуляции, то нашему взору откроется очень интересная картина.
Из топа со свистом слетают 7 из десяти фильмов, «Финал» опускается на 8-е место, а «Титаник» и «Аватар» уступают лишь «Унесённым ветром». Полностью Инфляционный топ-10 выглядит следующим образом:
10-е место у «Челюстей» ($ 2,18 млрд.)
9. «Доктор Живаго» ($ 2,23 млрд.)
8-я позиция у «Финала» ($ 2,34 млрд.)
7. «Десять заповедей» ($ 2,35 млрд.)
6. «Инопланетянин» ($ 2,48 млрд.)
5. «Звуки музыки» ($ 2,54 млрд.)
4. «Звёздные войны. Новая надежда» ($ 3,04 млрд.)
3. «Титаник» ($ 3,07 млрд.)
2. «Аватар» ($ 3,25 млрд.)
1. «Унесённые ветром» ($ 3,7 млрд.)
Учёт инфляции здорово всё меняет, но даже он не может считаться до конца объективным, как по причинам, названных мною выше, так и из-за неточности самих данных. Например, существуют большие расхождения в подсчётах сборов тех же «Унесённых…», которые разнятся от 3 до почти 4 млрд., что обусловлено методикой сбор данных. Например, вместо подсчёта стоимости проданных билетов за основу берутся сведения, полученные от дистрибьюторов.
К слову, о билетах.
Есть ещё один универсальный способ определения популярности фильма: в качестве оценочной категории можно использовать число реализованных билетов. Именно таким образом велась статистика по советскому кинопрокату. По голливудским фильмам тоже есть такая информация и там опять сюрпризы:
Замыкает Билетную десятку Диснеевская «Белоснежка» (109 млн. билетов)
9-е место у «Изгоняющего дьявола» (110 млн. билетов)
8. «Доктор Живаго» (124 млн. билетов)
7. «Челюсти» (128 млн. билетов)
6. «Десять заповедей» (131 млн. билетов)
5-я строчка у «Титаника» (135 млн. билетов)
4. «Инопланетянин» (141 млн. билетов)
Замыкает тройку «Звуки музыки» (142 млн. билетов)
2. «Звёздные войны. Новая надежда» (178 млн. билетов)
1. «Унесённые ветром» и их астрономические 202 млн. билетов.
Как видите, билетный топ почти полностью повторил инфляционный топ. «Аватару» и «Финалу» мест в нём не нашлось (что косвенно указывает на их преимущественно зарубежный успех и дороговизну билетов); а вот «Титаник» в этих чуть более объективных топах выступает настолько уверенно, что эта поздравительная открыточка выглядит, скорее, снисходительной данью традиции, нежели искренней радостью за фильм-явление. В противном случае, стал бы в ней Кэмерон обращаться не к режиссёрам, а к продюсеру, а?
А вам понравился фильм «Мстители: Финал»? Считаете его достойным победить «Титаник»?