Продолжаем отмечать 30-летие великого «Твин Пикс».
В прошлый раз - с помощью Британского института кино - мы
разбирались, как гениальная работа Линча повялила на телевидение. Сегодня с его же
участием разберёмся, какие фильмы повлияли на сам «Твин Пикс» и стали для него источником вдохновения.
Послеполуденные сети (1943) Режиссёр - Майя Дерен
Экспериментальный короткометражный фильм, сочинённый и снятый за $250 Майей Дерен (урождённая киевлянка Майя Деренковская), перевернул представление зрителей и критиков о кино. Её работа - один из ярчайших примеров того, как автор с неординарным видением смело отметает любые условности и вместо ожидаемого “завязка-развитие-кульминация-развязка” предлагает авангардное произведение, которое по форме похоже на стихотворение, а по содержанию - на странный сон. Годы спустя «Послеполуденные тени» попадут в число лент, внесённых на хранение в Библиотеку Конгресса США за своё культурное значение, а крупнейшие исследователи артхауса отметят картину как очевидный пример произведения, повлиявшего на Линча и его режиссёрский почерк.
Лора (1944) Режиссёр - Отто Преминджер
Один из самых важных нуар-детективов в истории рождался в муках, сменил режиссёра и целых 5 сценаристов, но в итоге получил 5 номинаций на Оскар (взяв приз за операторскую работу), а в конце ’90-х - подобно «Послеполуденным теням» - попал на хранение в Библиотеку Конгресса и стал единственным (!) фильмом ’40-х, включённым Американским институтом кино в число лент с лучшим саундтреком. История картины посвящена расследованию смерти девушки по имени Лора - и это не единственная параллель имён и сюжета, которая роднит этот детектив с работой Линча. В «Твин Пикс» имя персонажа «Лоры» Уолдо Лидикер встречается дважды: именем Уолдо звали птичку бармена Жака Рено из придорожного заведения, а фамилию Лидикер носил местный ветеринар.
Из прошлого (1947) Режиссёр - Жак Турнёр
Не совсем типичный нуар с Кирком Дугласом в главной роли переносит повествование из мегаполиса в провинциальную глушь северо-запада страны, в которой оказывается заперта фигура главного героя, словно вырванная из внешнего мира. Фильм создаёт ощущение изолированности ото всей страны и пребывания за линией топографической и психологической границы. Параллели с работой Линча, думаю, более, чем очевидны.
Орфей (1950) Режиссёр - Жан Кокто
Одна из самый известный авторских работ Кокто, в сторону которой Линч кивает на протяжении всего сериала: начиная от самой сюжетной канвы (в которой Купер - подобно Орфею, спустившемуся в преисподнюю в след за возлюбленной - погружается в зловещее зазеркалье городка ради спасения девичьей души), заканчивая узором того самого ковра на полу Красной комнаты.
Пэйтон Плейс (1957) Режиссёр - Марк Робсон
Фильм, снятый по сенсационному роману 1956-го года, в ярких красках показал, что за полированным фасадом благополучной жизни “маленькой Америки” могут скрываться ложь, порок и лицемерие. Ещё на стадии пре-продакшена, Линч и со-сценарист Марк Фрост устроили закрытый показ картины, на котором, по словам агента Линча, и была окончательно сформирована идея сериала.
Головкружение (1958) Режиссёр - Альфред Хичкок
Кузина Лоры Палмер (Мадлен Фергюсон) получила имя в честь героини, а фамилию - в честь главного героя легендарного детектива Хичкока. Роль кузины исполнила актриса Шерил Ли, сыгравшая роль Лоры, что сделало из Фергюсон её фактического двойника. Идея петли и задвоения прослеживается в обоих произведениях Хичкока и Линча: в «Твин Пикс» внутри спрятан вымышленный сериал «Приглашение к любви», в котором одна актриса так же играет две роли.
Женщина есть женщина (1961) Режиссёр - Жан-Люк Годар
Годар снял музыкальный фильм, которым, в определённом смысле, деконструировал жанр мюзикла. Подобно Годару, Дэвид Линч тоже прибегает к не самым очевидным вариантам вплетения музыки в повествование: например, в одном из эпизодов Купер вслух произносит, что слышит звучащий саундтрек (“В воздухе играет музыка”), в другом - после его пробуждения в комнате всё ещё слышна мелодия из его сна. Самой очевидной же параллелью между «Твин Пиксом» и фильмом Годара стала сцена с танцующей Одри Хорн, которая стала едва ли не прямой цитатой сцены с танцующей Анной Кариной.
Одноглазые валеты (1961) Режиссёр - Марлон Брандо
Единственная режиссёрская работа Марлона Брандо (!), которая в сериале упоминается несколько раз. В-главных - именно так («Одноглазые валеты») называется казино с секретиком по ту сторону от канадской границы, куда тайком проникают агент Купер с “парнями из читальни”. Во-вторых, этот вестерн упоминает в первом сезоне подруга Лоры Палмер - Донна. В-третьих, название фильма Брандо нашло весьма пикантное отражение в картине «Дикие сердцем», которую Линч представил в один год с «Твин Пиксом». «Одноглазые валеты» появились в интересную эпоху перехода от студийных работ к картинам Нового Голливуда и, подобно творению Линча, считаются классическим произведением “вне времени”.
Не прикасайся ко мне (1971) Режиссёр - Жак Риветт (+Сюзанн Шиффман)
В 2015-м году Киносообщество нью-йоркского Линкольн-Центра провело двойной показ работ Линча и Жака Риветта, постановщика «Не прикасайся ко мне». Специалисты отметили, что их авторское мистическое видение имеет немало общего и на многие вещи - жизнь, творчество, параллельные миры - они смотрят одинаково. Более того, как «Твин Пикс 3», так и «Не прикасайся…» идут более 10 часов + содержат сцену, в которой герои говорят реверсом.
Плетёный человек (1971) Режиссёр - Робин Харди
Уединённая коммуна людей, живущая закрытой жизнью; тесная связь с природой и чужак извне - всё это одинаково точно описывает и работу Линча, и культовый психогеографический триллер с великим Кристофером Ли (а не безумный ремейк с великим Кейджем). Кроме «Плетёного человека» с «Твин Пиксом» очень хорошо резонируют телефильм «Robin Redbreast» (1970) и «Рождественская история о призраке» (1971-1979) - все они погружаю зрителя в сельско-провинциальную жуть. В 2016-м году Марк Фрост - соавтор Линча - представил свой фундаментальный труд «Секретная история Твин Пикса», где не просто пролил свет на многие события, известные нам по сериалу, но и выдал альтернативную версию зарождения Американской нации (прямо как в лентах «Великий инквизитор» (1968) и «Обличье сатаны» (1971), которые меняют наше представление о современной Англии).
Что почитать дальше?
•
"Каким мог быть фильм "Красотка" (1990)•
Послание Андрея Тарковского молодёжи•
Твин Пикс: чертовски хорошие факты, которые вы могли пропустить•
Как смотреть "Однажды... в Голливуде" Квентина Тарантино•
Библиотека автора: лучшие материалы и циклы статей
Подписывайтесь,
добавляйтесь в друзья и следите за новыми публикациями так, как удобно именно вам: