На днях «Мухе» исполнилось четверть века. Солидный срок, однако. По случаю решил пересмотреть. Лично для меня «Муха» - фильм из детства, который воспринимался как неприлично-достоверный ужастик про учёного, который в результате неудачного эксперимента стал мутировать в кого бы вы думали? Выдержав паузу в добрых полтора десятилетия, возвращаюсь к повторению пройденного.
Почему не стоит смотреть?
Если вы излишне сентиментальны (внезапно, да?), или чересчур впечатлительны (это уже понятней) - постарайтесь смотреть фильм с кем-то, кто мог бы говорить вам, когда лучше отвернуться или закрыть глаза. Пускай кино не изобилует противными сценами, но те немногие, что есть, выполнены на самом высшем уровне: позывы тошноты обеспечены, я это гарантирую =). Поэтому если не желаете созерцать открытые переломы, рвотные массы, вывернутых наизнанку зверушек, роды с внезапным результатом - проходите мимо.
И опять же, если вы обновили своё киновосприятие до уровня самых передовых CG-эффектов, если для вас motion capture затмило аниматронику и всё происходящее напоминает кукольный театр - то происходящее не завоюет интереса: ну не смотрится эта муха достоверно и натурально, хоть ты тресни.
Почему стоит смотреть?
Фильм, в отличие от подарившего ему название насекомого - редкий фрукт. Но не потому, что трудно отыскать копию для просмотра (торренты в помощь). Дело в том, что режиссёру удалось снять больше чем ужастик (таковым его, по моему, вообще считают по ошибке). Господин Кронненберг (современному зрителю он знаком по блатному «Пороку на экспорт» с Арагорном и мистером Белуччи в ролях) снял очень пронзительную (блин, понравилось мне это слово, уж очень точно оно передаёт настроение ленты), отчаянную историю обречённой любви. Безнадёжность ситуации, в которую попал робкий ботаник, который на волне достигнутого триумфа завоевал сердце очаровательной девушки, действует гнетуще. И это ощущается физически. Редкий случай. А потом всё накрывается медным тазом. Их совместное радужное будущее (пара уже намечала отпуск у моря) неминуемо, шаг за шагом движется к пропасти.
Актёрам (с заданием блестяще справились Джеф Голдблюм и Джина Дэвис) удалось невероятно убедительно показать невозможность противостояния неизбежному: учёный стал превращаться в чудовище, это не исправить, слишком поздно - вместе с изменениями физическими происходят и ментальные метаморфозы. И вот эти два поля - телесные и чувственные - существуют не параллельно, а плотно переплетаются. Всё больше теряя человеческий облик, догадываясь о неминуемом, бедолага всё сильнее цепляется за жизнь, олицетворением которой и стала его возлюбленная. Ухватив прямую взаимосвязь и взаимозависимость между мутацией, деградацией, затворничеством и болью с одной стороны и нежностью, любовью, самОй жизнью с другой - только тогда «Муха» засверкает всеми цветами радуги своих фасеточных глаз.
ПС:
25 лет назад кино боролось за Золотого Мужика в номинации «Лучший грим». И добыло-таки его! Не спорю, с каждым лишним граммом грима Голдблюм всё достовернее преображается в нечто. Но чувство горечи, сопереживания и сопричастности к ужасной драме, постигшей героев, вызывает не отмеченная высокой наградой работа гримёров, а совсем другое. Составляющие как всегда известны: сюжет - никакого банального массакра; великолепная музыка - внутри от напряжения всё так и звенит; и прожигающий взгляд огромных карих глаз несчастного парня, который так хотел изменить этот мир к лучшему.