А вот и Джонни!
35 лет назад состоялась премьера экранизации романа Стивена Кинга «Сияние», которая сегодня неизменно лидирует в списках самых страшных фильмов из когда-либо снятых.
Но на стадии производства будущее фильма совсем не виделось таким уж успешным. Режиссёр Стэнли Кубрик конфликтовал со сценаристом (молодым писателем; некто, Стивен Кинг), да и сильнейший пожар, уничтоживший значительную часть декораций, оптимизма не прибавлял.
После пяти лет производственных мук, фильм всё же был готов, собрал неплохую кассу (войдя в десятку самых прибыльных фильмов года), но оказался разгромлен критиками, да ещё и выдвинут на соискание «Золотой Малины» в двух номинациях. В придачу, сам Стивен Кинг счёл работу Кубрика просто чудовищной. Видимо, отплатил ему за отвергнутый сценарий, который Кубрик некогда обозвал «слабым».
Но время всё расставило на свои места и сегодня «Сияние» вспоминают только с приставками и эпитетами «классический» и «культовый».
По традиции, предлагаю вернуться back in time и узнать, какие неожиданные секреты хранит этот зловещий фильм.
Начало фильма сняли без Кубрика
Фильм начинается с довольно продолжительной сцены видов природных ландшафтов, снятых с высоты птичьего полёта. Как ни странно, но Кубрик не принимал участия в работе над этой частью фильма: всё сделала группа, именуемая Second Unit. Именно на них традиционно лежит обязанность снимать всякие общие планы, виды города, закаты и рассветы, и прочие панорамы.
Возможно, перфекционист Кубрик снял бы всё сам, да вот он принципиально отказывался летать. А подходящие виды нашлись аж в заповеднике штата Монтана, что в США, куда Кубрик, по уже известным причинам, точно бы не отправился, т.к. снимал «Сияние» по месту своего жительства - в Британии.
Вот и пришлось всё «расхлёбывать» second unit, которые пролетали на вертолётах над американским парком вдоль и поперёк в течение двух месяцев. Наверное, чтобы из отснятого Кубрик точно выбрал материал, которым был бы доволен.
К слову, администрация Парка хоть и разрешила полёты над заповедной территорией, но категорически запретила сажать там вертолёт. Кроме как в случае экстренной необходимости. Поэтому пилотам приходилось зависать на высоте фута или двух над землёй, и всё ради того, чтобы техники могли очистить объективы камер от налипающих во время полёта насекомых.
Кстати, вот эти ребята подменяли в американских съёмках персонажей семьи Торренсов.
Физически невозможный отель
Интерьерные съёмки проходили на территории английской студии Элстри, где была сооружена вот такая декорация зловещего отеля Оверлук.
Внимательные зрители заметили в отеле одну любопытную деталь: если так можно выразиться, «география» комнат идёт в разрез с объективной действительностью. Что это значит? Дело в том, что комнаты с окнами при внимательном прослеживании перемещений героев оказываются расположенными в глубине здания, а значит никаких окон с видами иметь не могут. Несомненно, это добавляет картине определённого психоделического антуража.
Кстати, ближе к концу съёмок декорации отеля объял страшный пожар, нанёсший ущерб в $2.5 млн. Когда пламя удалось погасить, на пепелище появился Кубрик и… рассмеялся. Этот странный эпизод оказался запечатлён на фотоплёнку, но он не проливает свет на вопрос - что его рассмешило? По одной из версий, Кубрика развеселило то, что по сюжету отель Оверлук тоже заканчивал своё «существование» в пламени пожара.
Что касается причин возгорания, нанёсшего такой ущерб, то они так и остались неизвестными.
Недостаточные и излишние кандидаты-психопаты
На главную роль в фильме рассматривался не только Джек Николсон. Роль Джека Торренса могли исполнить Робин Уильямс, Роберт Де Ниро, Кристофер Рив, Лесли Нильсен и Харрисон Форд.
Довольно интересная история произошла с кандидатурами Де Ниро и Уильямса.
Кубрик отверг Де Ниро после просмотра последнего на тот момент фильма с участием любимчика Скорсезе - «Бешеный Бык» - и посчитал, что актёр недостаточно безумен для роли Джека. С Уильямсом вышло ещё интересней: его Кубрик отверг, т.к. посчитал чересчур безумным!
В итоге роль досталась Николсону, которого Кубрик в своём личном списке изначально считал кандидатом №1.
Увы, Стивен Кинг не разделял взглядов режиссёра и был категорически не согласен с выбором на главную роль Николсона. Слово Мастеру:
«Николсон хороший актёр, но абсолютно не подходит для роли. Его последняя крупная роль была в картине “Пролетая над гнездом кукушки”, после которой прошло не так много времени: аудитория автоматически воспринимает его как лунатика из психушки. А ведь моя книга о парне, который постепенно спускается в пучину безумия, насылаемого отелем Оверлук, а если герой выглядит безумцем с первой сцены - всё насмарку».
Вклад Николсона
Несмотря на неодобрение своей кандидатуры со стороны автора романа, Николсон сделал немалый вклад в создание фильма. Актёр справедливо поддерживал Кубрика в том, что экранизация хоть и базируется на романе-фундаменте, но является самостоятельным художественным произведением.
Следуя этому завету, Николсон, ни много ни мало, сам написал одну из сцен с участием своего персонажа.
По признанию актёра, он опирался на собственный жизненный опыт развода с супругой. По воспоминаниям актёра, он отчаянно строил свою карьеру, днём пропадал на съёмках, а по ночам писал сценарий фильма. Всё это не самым лучшим образом сказывалось на семейных отношениях и мешало нормально исполнять обязанности отца и мужа. Эти переживания Николсон и вложил в своего персонажа.
Кроме того, Николсон немало импровизировал, доводя себя во время репетиций до какого-то невероятного психопатического состояния.
Плодом такого актёрского метода стала фраза «А вот и Джонни», которую Джек произнёс во время одного из дублей в сцене с прорубанием двери. Кубрику так понравился этот момент, что именно он и вошёл в итоговый монтаж картины.
Кстати, эту сцену снимали три дня, за которые Николсон изрубил 60 дверей.
Причём не киношных-бутафорских, а взаправдашних. Всё дело в том, что актёр когда-то работал пожарным-добровольцем и реквизитные двери проламывал уж слишком легко. Вот их и пришлось заменить на настоящие.
А это поистине уникальный исторический кадр: в ставшей меметичной сцене все вы видели Джека, что называется, в лицо. Но это фото запечатлело его сбоку.
Визуальные и специальные эффекты
Одной из самых запоминающихся сцен в фильме является эпизод с каким-то невероятным морем крови, что выплёскивается из лифтовых кабин.
На подготовку этой сцены ушёл целый год! Кубрик хотел не только всё идеально подготовить с технической точки зрения, но и найти подходящего дублёра для Николсона. Через пробы этого эпизода прошёл, пожалуй, каждый каскадёр в Лондоне. Что же до крови, то её потребовалось почти 900 литров. Сцену сняли с трёх дублей. Причём использовали сверхскоростную технику съёмки, запечатлев всплеск со скоростью 140 кадров в секунду и замедлив готовый материал в 6 раз.
Другой известный эпизод - снегопад и вьюга, которые и стали погибелью для Торренса. Падающий снег «сыграла» специальная пена, а тот, что уже лежал под ногами - «сыграла» соль. Этой соли потребовалось без малого тысяча тонн.
Единственным же не практическим, а специальным эффектом в фильме стал эпизод с лабиринтом. Джек Торренс подходит к столу, на котором расположился макет лабиринта, и начинает его разглядывать. Камера делает неспешный наезд в середину макета и зритель обнаруживает там гуляющими крохотных жену и сына Джека. Добились такого эффекта совмещением отснятых кадров макета и настоящего лабиринта с живыми актёрами. Никакой компьютерной графики, а даже сегодня смотрится великолепно.
Click to view
Оригинальная Альтернативная Концовка
Случаи, когда у фильма есть альтернативная концовка, не редкость. Некоторые из них были довольно глупые, как например в «Чужом»; некоторые были весьма драматичными, но могли покончить с целой франшизой, как например в «Рэмбо: Первая Кровь».
Что же до «Сияния», то тут мы имеем совершенно уникальный случай: новая концовка у прокатной версии фильма появилась уже после того, как фильм отправили в кинотеатры и крутили там целые выходные! Увы, запись оригинального окончания «Сияния» утеряна, но зато есть сценарий. В нём-то мы и находим описание того, что увидели счастливчики в премьерный уикенд.
А именно.
После сцены, где Джек замерзает в снегах, фильм не заканчивается титрами, а переносит нас в госпиталь, где находятся жена Джека и его сын Дэнни. С ними беседует детектив, внимательно выслушивает её историю с ужасами в Отеле, после чего заявляет: «мои люди были там и… не нашли ничего странного». Далее следовало затемнение и на экране появлялась надпись: «Отель Оверлук пережил эту трагедию. Как и многие другие трагедии. Его двери по-прежнему открыты для вас с мая по сентябрь. На зиму отель закрывается».
Кстати, помните эту фотографию?
А вот как выглядит оригинальный снимок 1923-го года.
Конспирологические теории
Неудивительно, что мистический фильм обрастает не менее мистическими теориями. Особенно с учётом странных происшествий на площадке. Так, одна из теорий гласит, что в фильме зашифрованы аллюзии на Геноцид евреев во время WWII и концентрационные лагеря. Другая утверждает, что Кубрик иносказательно упоминает об истреблении коренных американцев.
Но, пожалуй, самая главная из теорий касается причастности Кубрика к американской лунной программе. Точнее, к её мистификации.
Якобы в ‘60-е режиссёр согласился подделать кадры прилунения американцев на поверхность естественного спутника Земли, а съёмки «Сияния» - это его признание в содеянном.
«Галиматья!» - вот как прокомментировал эти домыслы личный ассистент Кубрика. Наверняка, этим высказыванием лишь раззадорил любителей заговоров.
Правда, когда смотришь на свитер Дэнни Торренса, эта теория кажется не такой уж и галиматьей.