Тут, кароч, вчера тимбёртоновской «Планете Обезьян» стукнуло 14 лет. И в июле же стукнул годик «Планете Обезьян: Революция». В общем, сплошь кругом приматы - так что вот вам краткий экскурс по истории возникновения, становления и развития этой обезьяньей франшизы, которая мне более чем мила и симпатична.
Скрытые смыслы
Сценарий фильма основан на романе французского писателя Пьера Буля, который очень сомневался в успехе переноса его труда на большой экран. Но за сценарий отвечал Майкл Уилсон - двукратный обладатель премии Оскар. Он-то и добавил в сюжет аллюзии на холодную войну, гонку вооружений, ядерную угрозу и расовую сегрегацию: т.е. всё то, что волновало общество в 60-ые. Кстати, знаменитая финальная сцена - тоже его рук дело. И пускай Буль её не одобрил, она стала визиткой картины и по-настоящему культовой.
Трудности рождения
Несмотря на покупку прав на сценарий, ни одна из крупный студий не горела желанием браться за проект. Тогда продюсеры картины обратились к оскароносному актёру Чарльтону Хестону в попытке заинтересовать его. История Хестону понравилась и он связался с режиссёром Франклином Шаффнером, с которым работал ранее. Шаффнер-то и вышел на руководство студии 20 Век Фокс. Студийные боссы настояли на тестовых съёмках, которые должны были показать потенциал показа на экране актёров в обезьяньем гриме. Тестовый показ их удовлетворил. Но потребовалось ещё полгода, чтобы работа над картиной началась. И таким «пинком» стал выход в 1966-ом картины «Фантастическое Путешествие», которая заработала 2 Оскара и дала зелёный свет научной фантастике.
Связь с фильмом Бёртона
Оригинальная картина снималась на берегах реки Колорадо, чьи пустынные берега идеально подходили для создания атмосферы отчуждённого инопланетного мира. 33 года спустя Тим Бёртон снимал свой ремейк на этом самом берегу.
Инновации в гриме и обезьяна в смокинге
Для создания грима шимпанзе, орангутангов и горилл был приглашён Джон Чемберс: специалист в области создания челюстно-лицевых протезов для ветеранов. На разработку и дизайн у него ушло 4 месяца. И результаты были просто поразительными! В немалой степени именно благодаря его трудам картина смотрится так хорошо даже спустя более чем 45 лет. Увы, в 60-ые не было оскаровской номинации за грим. Тогда продюсеры ходатайствовали руководству Киноакадемии о вручении ему спецнаграды и та согласилась: заветный Оскар мистер Чемберс получил из рук шимпанзе в смокинге.
Оглушительный успех
Зрители были в восторге: картина практически 6 раз отбила бюджет и стала самым доходным фильмом студии 20 Век Фокс в том году. Критики не отставали и наперебой пели дифирамбы «Планете Обезьян». Неудивительно, что фильм получил две номинации на Оскар… А ведь в самом начале Хестон был обсмеян каждой студией, к которой он обращался с идеей экранизации.
Сиквелы, приквелы и мультфильм
В период с 1970-го по 1974-ый вышло 4 полноценных фильма во вселенной «Планеты Обезьян»: 1 полновесный сиквел и три приквела. Все они обходились куда более скромным бюджетом, но неизменно приносили солидный доход. Увы, слабый сценарий, урезание финансирования и отсутствие актёров первой величины загнали серию в тупик: «Планета Обезьян» перебралась с широких экранов на экраны телевизионные, став сериалом. Увы, владельцы телевизоров интереса не проявили и спустя 14 часовых эпизодов проект закрыли. Последним издыханием оригинальной франшизы стал мультсериал, чьи низкие рейтинги поставили точку на десятилетия.
Планета Обезьян и Терминатор
С середины 80-ых у продюсеров стали чесаться руки реанимировать франчайз. Был даже написан сценарий, согласно которому учёный отправляется в прошлое в поисках лекарства от болезни, которая выкашивает человечество. Там он оказывается втянут в кровопролитный конфликт между приматами и людьми. И этого учёного должен был сыграть Арнольд. На пост режиссёра прочили Джеймса Кэмерона, что сделало бы проект одним из самых громких и ожидаемых. Увы, проект заглох. И заглох по банальной причине: продюсеры не смогли договориться, делать им картину в духе Терминатора - жёсткую и серьёзную, или в лёгком духе комедийных Флинстоунов, чтобы можно было навариться на игрушках по мотивам фильма.
Бёртон и второе пришествие на Планету Обезьян: почему его ремейк ужасен
Начиналось всё неплохо. Отдав проект в руки Бёртона, студия настаивала на компьютерных приматах, но Тим решил делать всё по-настоящему: грим актёров и декорации - всё настоящее и осязаемое. Над гримом трудился Рик Бейкер, работавший над «Кинг-Конгом» и «Могучим Джо Янгом» - опыт создания обезьян у него был. На главную роль утвердили Марка Уолберга, злодея-шимпанзе сыграл Тим Рот, который ради «Планеты..» отказался от участия в Поттериане, где ему предлагали изобразить Северуса Снейпа (пфф, ну и что ты знаешь о неправильном выборе?). Увы, несмотря на все старания, фильм был очень прохладно встречен: виной всему беспомощный и пустой сценарий без морали и посыла, и глупая концовка: ни один из актёров, даже жена Бёртона Хелена Бонем-Картер так и не смогли объяснить её значение. В итоге, вместо оживления франшизы Бёртон её заново похоронил, заявив, что вместо съёмок продолжения лучше выпрыгнет в окно.
Новое начало
10 лет спустя продюсеры вновь отважились взяться за обезьянью тему. На этот раз ставка была сделана на серьёзный драматический сценарий и инновационное создание полностью компьютерных приматов: теперь никакого массивного грима на актёрах и никаких космических путешествий. Главные роли достались Джеймсу Франко (который обошёл в кастинге Тоби Магуайра) и Энди Сёркису. Подход полностью оправдал себя: лента собрала почти полмиллиарда долларов и удостоилась номинации на Оскар. Тремя годами спустя вышло ещё более успешное продолжение перезагрузки, убедившее даже скептиков: кино с нарисованными героями может обладать шекспировскими глубинами.
Не знаю, как вы, но я точно знаю, где буду в свой День рождения в 2017-ом ^____^
ПС, парень: А напоследок - вот вам немножечко стрит стрит-арта, обнаруженного мной в Берлине.