ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «НАЗАД В БУДУЩЕЕ». ЧАСТЬ 2

Oct 21, 2015 14:48





ACTION!

Соблюдая договорённости с Голдбергом, график съёмок «НвБ» был составлен весьма своеобразно. Все будние дни Фокс снимался в «Семейных Узах», а на съёмочной площадке у Земекиса он появлялся лишь по вечерам, где и снимался с половины седьмого вечера до половины третьего ночи.



По воспоминаниям Фокса, он спал не более 5 часов в сутки, такой режим действовал изматывающе: «я, конечно же, мечтал оказаться на телевидении и сниматься в большом кино… но я не предполагал, что окажусь там одновременно. Это был странно, но я был в деле».

Городок Хилл Вэлли снимали в экстерьерных павильонах студии Юнивёрсал (кстати, там же сняли «Гремлины», клип группы The Offspring на песню Why Don’t You Got a Job? и «Брюс Всемогущий»).



Такое решение Гейл объяснил уверенностью, что ни один городок не позволит переделать свои улицы под 50-ые. Сцены с Хилл Вэлли времён середины века отсняли в первую очередь, сделав городок милым, чистым и чудесным. После улицы капитально загадили, превратив их в знакомые улицы 80-ых.

Разумеется, далеко не все сцены фильма были сняты в декорациях.

Уже упоминавшаяся выше сцена у торгового центра была снята у реального магазина Пуэнте Хиллз в калифорнийском городке под названием Индастриал. Дом Дока «изобразил» особняк Роберта Блэкера, а его экстерьерные виды «сыграл» Гэмбл Хауз (кстати, оба этих здания построены в начале 20 века и составляют архитектурное достояние Америки).



А вот для съёмок школьного бала выбрали довольно внезапное место: танцы и фееричное исполнение песни Johnny B. Goode отсняли в гимназии при методистской школе.

Съёмки продлились более трёх месяцев и были завершены 20 апреля 1985-го года. Конечно, о премьере в мае, как это предполагалось изначально, уже и речи не шло: фильм планировали выпустить на экраны в августе. Но после первых тестовых показов публика пришла в такой восторг, что Шайнберг принял решение ковать пока горячо и устроить премьеру в праздничный уикэнд аккурат под День Независимости.

Работа над пост-продакшеном закипела не шуточная.

Редакторы стали кромсать лишние сцены: под нож попали эпизоды, где Марти в школе увидел, как его мама списывала на экзамене; сцена, где Марти представляется Дартом Вейдером; и даже эпизод, где Марти терзает красную электрогитару на школьном балу. И лишь невероятно позитивный фидбэк от аудитории во время предпремьерных показов убедил Земекиса сохранить музыкальный номер, которому было суждено стать одним из самых запоминающихся сцен фильма.

image Click to view



За спецэффекты отвечала студия Лукаса - Industrial Light & Magic. Перед тамошними мастерами стояла задача сделать более 30 визуальных эффектов и, ввиду стеснённости во времени, результат вышел далеко не таким, как хотелось Земекису. С недоделанными спецэффектами картина отправилась на тестовые показы: несмотря на то, что финальная сцена полёта ДеЛоерана была не только «сырой» и но чёрно-белой, публика просто ревела от восторга. Окрылённые тёплым приёмом, кудесники довели всё до ума лишь за неделю до премьеры.

ГРАНД И ЭПИК

Саундтрек к готовому фильму Земекис предложил написать Алану Сильвестри, с которым он уже работал в «Романе с Камнем». Спилберга такое решение не устраивало: ему попросту не понравился саундтрек из предыдущего фильма Земекиса.

Не желая потерять своего композитора, Роберт дал Алану весьма простую, но ценную подсказку, как покорить Спилберга. Фильм хоть и был научной фантастикой о путешествии во времени, но всё же не обладал даже минимальным размахом действа. Это и должен был компенсировать эпичный саундтрек.

image Click to view



Дополнительной мотивацией выступали и весьма сжатые временные сроки: к работе над музыкой к фильму Сильвестри приступил лишь за две недели до первых тестовых показов.

Организуя музыкальное наступление, он собрал оркестр из 85 музыкантов, что на то время стало абсолютным рекордом. Также именно Сильвестри обратился у группе Huey Lewis and the News с предложением написания заглавной песни. Увы, Юнивёрсал отвергли их первый вариант композиции, а вот Back In Time им очень понравилась: её включили в саундтрек, но т.к. в названии не прослеживалась связь с фильмом, студия была вынуждена разослать по радиостанциям специальное уведомление, в котором содержалась просьба напоминать по окончании песни, саундтреком к какому фильму она является.

image Click to view



Кстати, солист группы Huey Lewis and the News исполнил в фильме небольшую роль судьи музыкального конкурса, в котором «пролетел» Марти.

Несмотря на то, что Майкл Джей Фокс недурно играл на гитаре, был нанят профессиональный гитарист, перед которым поставили задачу показать Фоксу, как максимально реалистично изобразить исполнение залихватских музыкальных партий, включая игру на гитаре у себя над головой. Для придания своему исполнению ещё большей колоритности, Фокс заимствовал движения и поведение на сцене у Энгуса Янга из AC/DC, Хендрикса, Ван Халена, The Who и Чака Берри. Пел, разумеется, тоже не Фокс: вокальная партия была записана Марком Кэмпбеллом из группы Jack Mack and the Heart Attack.

Музыкальная составляющая фильма вышла просто великолепной и сегодня любимый фильм даже сложно представить без её каноничной заглавной темы. Но, как ни странно, в 80-ые саундтрек в должном виде так и не попал на прилавки музыкальных магазинов. Вместо него был выпущен какой-то куцый сборник, состоящий из двух композиций Сильвестри, обеих песен Хьюи Льюиз, винтажной песни из 50-ых, песни с выпускного и каких-то двух поп-песен, что звучали фоном. И лишь в 2009-ом было выпущено достойное двухдисковое издание музыки из фильма.

НАСЛЕДИЕ

Картина рождалась не без мучений, нередко оказываясь заложницей череды меняющихся обстоятельств и пресловутого человеческого фактора. Но все сложности съёмок и спешка плотного графика пост-продакшена нив коей мере не сказались на качестве фильма: история покорила сердца зрителей по всему миру и даже обзавелась весьма высокопоставленными поклонниками.



Так, одним из первых зрителей, увидевших фильм, стал президент США Рональд Рэйган. Дело в том, что создатели хотели быть уверенными, что президент не обидится на шутки о его персоне и решили устроить ему спецпоказ.  Помните сцену, когда в разговоре с Марти Док выразил своё сомнение в том, что актёр может стать президентом? Услышав это, Рэйган попросил остановить плёнку, перемотать и показать сцену сначала. Он был в неописуемом восторге. Год спустя, в своём обращении к нации Рейган отдал дань уважения создателям «НвБ», процитировав одну из самых знаменитых фраз фильма: «Там, куда мы направляемся, нам не нужны дороги». Взаимная любовь президента и творения Земекиса продолжилась в сиквеле, где в 2015-ом в кафе «80-ые» заказ у Марти брал робот-официант с внешностью  Рональда Рейгана.

Другим высокопоставленным поклонником картины стал Джон ДеЛореан: экс-глава Дженерал Моторс и основатель автоконцерна DMC, который и выпустил авто, избранное Земекисом в качестве машины времени. После выхода фильма ДеЛореан отправил авторам фильма благодарственное письмо, в котором поблагодарил их за сделанный выбор.



В восторге были и остаются критики: авторитетные издания регулярно включают «НвБ» в списки самых-самых. А в конце 2009-го Национальная Библиотека Конгресса США внесла фильм в национальный регистр фильмов за свою культурную и историческую ценность.

ДОЛГИЕ ЛЕТА, БОБ!

«О, Боже, нет! Это случится только через наши с Гейлом трупы».

Вот как Роберт Земекис прокомментировал идею сделать ремейк фильма «НвБ» накануне 30-летия.



«После моей смерти, я уверен, они сделают это, если только наследники не вмешаются. И, знаете ли, я считаю это возмутительным. Особенно учитывая, что это хороший фильм. … Как же это безумно. Зачем вообще кто-то это делает?»

И, знаете ли, Земекис заговорил про смерть не для красного словца. Дело в том, что в контракте между Земекисом-Гейлом и студиями Юнивёрсал-Эмблин, заключённом в далёком 1984-ом, последнее слово в любом решении касательно съёмок любого фильма по мотивам «НвБ» остаётся за соавторами этого шедевра. Пожизненно!

С другой стороны, кто знает, не будь у Фокса проблем со здоровьем, может быть аккурат в этом году, году событий сиквела мы бы и увидели новую, четвёртую часть «НвБ» с оригинальным составом по обе стороны камеры, что стало бы ещё одним чудесным киноманским подарком наравне с возвращением других героев прошлого, подобно Star Wars, Terminator и День Независимости. Ведь Кристофер Ллойд всегда говорил, как мечтает о квадриквеле, события которого развивались бы во времена Римской Империи.



Но сложилось как сложилось и, видимо, само привидение… эм-м… провидение сохранило для нас оригинальную трилогию в нетронутом, первозданном виде, который, надеюсь, ещё очень долго не будет опошлен жадным ремейком.

ПС: давным-давно знакомство с приключениями Марти началось у меня, как ни странно, со второй части (с квадрологией «Чужой» та же история, кстати). Невероятно бодрый старт повествования фильма, конечно, сильно выбивал из колеи и просмотр фильма ещё не раз то тут, то там подкидывал мне вопросы. Но, само собой, такая незначительная деталь, как полный "прогул" мной первого фильма не помешал влюбиться в историю по уши. И я дико рад, что на День будущего само привидение... эмм, провидение подарило возможность увидеть любимый фильм на большом экране. И тут я было хотел сказать, что лучше поздно, чем никогда. Но какое, к чёрту, поздно, когда у тебя есть машина времени?

Как это снято

Previous post Next post
Up