БЕССМЕРТНОЕ СЕРДЦЕ: КАК СНИМАЛИ «ГОРЕЦ»

Mar 09, 2016 11:08




Они появились на заре человечества, бесшумно двигаясь сквозь столетия. Они проживали тысячи жизней, сражаясь друг с другом, чтобы в час последнего сбора выжившие сошлись в финальной битве, после которой должен остаться только один.

Фильм «Горец» с его простой, но самобытной мифологией сразу завоевал армию поклонников, а с годами и вовсе приобрёл околокультовый статус среди любителей фантастики. Скромные показатели в прокате и неудачные сиквелы ни в коей мере не отменяют наличия в арсенале этого фильма немалого числа впечатляющих козырей, благодаря которым фильм пересматривают вновь и вновь.

По случаю 30-летия картины предлагаю вам отправиться вперёд в прошлое и узнать, как создавался легендарный фильм: пробы Шона Коннери в ванной; Кремль под ракетным ударом и спасение величайшей рок-группы планеты Queen.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Оригинальный скрипт «Горца» написал Грегори Уайден. Наверное, правильнее даже будет сказать «юный Грегори Уайден», т.к. в ту пору он ещё учился в Калифорнийском Университете по программе подготовки сценаристов. Деталь весьма существенная, т.к. скрипт мог и не появиться вовсе: написание сценария к фильму было его выпускным заданием - «Горец» появился, если хотите, из-под палки.

В качестве источника вдохновения Уайден использовал свой личный опыт. Нет, отрубанием голов или даже фехтованием он не занимался. Зато любил путешествовать. Вот как описывает подробности судьбоносной встречи, произошедшей во время одной из поездок, продюсер фильма Питер С. Дэвис:

Уайден был слушателем киношколы и во время каникул оказался в Шотландии. И вот он стоит перед этой средневековой амуницией и думает «А каково было бы, живи этот парень сегодня?». И тут-то всё и случилось: пришла идея о бессмертных, которые воюют между собой и скрывают свои личности от всех нас.

Помимо музейного экспоната, озарение ниспослал сам Ридли Скотт: его дебютный фильм «Дуэлянты» был для Уайдена наглядным источником вдохновения.

Что же было в оригинальном сценарии?

Прежде всего, как это часто бывает (вспомните оригинальных «Черепашек-Ниндзя»), первый скрипт был куда мрачней и кровавей. Были отличия и в сюжете. Например, Коннор МакКлауд жил с родителями и должен был жениться на девушке по имени Мара. Узнав о том, что её суженый бессмертен, Мара отвергает жениха, который решает покинуть своё селение. Во время скитаний он встречает испанца Рамиреса, родившегося в 1100 году. На след героев выходит хладнокровный наёмник (по прозвищу Рыцарь) и его компаньон.

В фильме же Коннор жил один и холостяцтвовал: никакой Мары не было. Когда о его бессмертии прознали соседи - долго пытали и собирались сжечь, обвинив в колдовстве. Сжигание в последний момент заменили на изгнание, в котором Коннор встречает Рамиреса, родившегося ещё до н.э. и жившего в Египте.  По следам героев идёт кровожадный дикарь Курган (без напарника), принадлежащий к роду степных племён Руси, которые «потехи ради бросали детей в ямы с голодными псами».

Кое-какие идеи в фильм не попали.

Например, согласно канону, бессмертные не могут иметь детей, хотя Уайден хотел сделать МакЛауда отцом аж 37 детей. Во время одного из флэшбэков нам даже собирались показать похороны одного из его сыновей.



В то же время, в фильме появилось кое-что вселеннообразующее, чего в скрипте №1 не было. Речь о т.н. «оживлении»: богатом на вскрики и световые эффекты моменте, когда сила и знания обезглавленного супостата переходят к герою. Да-да, ничего такого могло и не быть. Разве что, когда Коннор победил Рыцаря, он почувствовал острую, обжигающую боль, что наводило бы зрителя на мысль, что он утратил бессмертие. Очень крутая, на самом деле, задумка: всех победил - можно спокойно состариться и почить.

До ума сценарий довели Питер Беллвуд и Ларри Фергюсон, после чего м.б. снимать кино.

КАСТИНГ

Даже беглого взгляда на список актёров, которых в свой фильм решил заполучить голливудский режиссёр-дебютант Рассел Малкэхи, достаточно, чтобы понять: в скромности проекту не откажешь.

От фамилий и имён тех, кому разослали приглашение ролей, глаза просто разбегаются.

Главную роль, например, мог сыграть Мэл Гибсон. На тот момент у него за плечами уже была завершённая высокооктановая трилогия о Безумном Максе, а до «Смертельного оружия» оставался ещё год-полтора, так что история его карьеры могла пойти совершенно по другому пути, согласись он на роль. С другой стороны, через 9 лет он всё же сыграл не менее крутого шотландца.

Другим кандидатом был Микки Рурк. При всей бесконечной любви к таланту Мэла, мне кажется, Рурк куда больше подходил на роль печального горца, чем этот безумный австралиец. Но как некстати, тогда по всему миру гремел фильм «Девять ½ недель» и Рурк потребовал какой-то до неприличия большой гонорар. Рурк не получил денег, а фильм - Рурка.

Поиски продолжились. Среди других имён в лонг-листе претендентов на роль Коннора МакЛауда были Курт Рассел, Майкл Дуглас, Кевин Костнер, Патрик Суэйзи, Питер «РобоКоп» Уэллер, Эд Харрис и даже Стинг. Кстати, Рассела от съёмок, почему-то, отговорила (будущая) жена Голди Хоун.



Но всех обошёл Кристофер Ламберт, с назначением на роль которого вышла курьёзная история. Уже после того, как контракт с ним был подписал, выяснилось, что актёр совершённо не говорит по-английски. На тот момент за его плечами был всего один голливудский фильм - «Грейсток: Легенда о Тарзане». Картина имела убедительный кассовый успех и заработал 3 номинации на Оскар - немудрено, что парень был на виду. Но почему-то никто из ответственных за кастинг для «Горца» не принял во внимание, что в «Тарзане» у француза Ламберта почти нет слов.

Впрочем, как и в «Горце» и, если рассудить с этой точки зрения, для фильма это даже плюс.

Наставника Коннора - испанца Рамиреса - сыграл the one and only Шон Коннери, который, по слухам, потребовал за 2 недели съёмок $10.000.000. Да ещё и заключил с режиссёром пари, что тот не уложится в срок. Малкэхи спор выиграл, а вот денежное ли было пари или спорили на интерес - неизвестно.



Коннери, конечно, ультрастатусный дядька, вмиг придавший фильму зверский вес и авторитет. Но если бы продюсеры были с ним так же скупы, как они были с Рурком - нас мог ждать совсем другой Хуан Санчес Вилла-Лобос Рамирес.

На эту роль звали Малькольма МакДауэлла, Джина Хекмена, Майкла Кейна, Питера О’Тула и даже Клинта Иствуда. Оу йеах, старина Клинт уж точно натренировал бы Коннора так, что злыдень Курган пал был в первом же бою.

Вот и подошли к образу антагониста.

Кургана мог сыграть Рой Шайдер, блиставший в «Челюстях» Спилберга. Или Ник Нолти. Оба хороши. И оба - люто мискастные. В отличие от третьего: большого любителя пофилософствовать об исчезающих в дожде слезах. Да, деточки, его величество Рой Батти едва не угодил в горы Шотландии. Курганом он так и не стал, зато вместо охоты на Коннери и Ламберта подписался на участие в «Попутчике», которого считаю необычайно пугающей и метафоричной притчей. Хауэр там просто демоничен.





Роль в итоге досталась Клэнси Брауну, которого вы знаете по роли того вредного охранника из «Побег из Шоушенка» и не менее противного сержанта в тренировочном лагере фильма «Звёздный Десант».

Клэнси, несмотря на свои 26, был довольно удачной находкой, ничуть не потерявшейся в тети отказавшихся от роли матёрых человечищ. Во-первых, рост: парниша вымахал за метр 90 - сам отбрасывает ого-го какую тень. Во-вторых, голос. Послушайте, что он выпалил поклонникам на Комик-Кон панели фильма «Варкрафт». Послушайте и поплачьте, чего нас лишают дубляторы:

image Click to view


А ещё именно Браун озвучивает мистера Крабса из «Спанчбоба».

СЪЁМКИ

Уникальность повествования фильма кроется в удачном миксе из событий наших дней, и событий эпохи позднего Средневековья: с одной стороны у нас почти нуар с ночным Нью-Йорком, а с другой - завораживающие Шотландские пейзажи с их лесами, реками, горами, замками и прочими вкусностями для глаз. Конраст разительный, но будучи нанизанным на единую нить повествования, не может не развлекать.

К сожалению, у фильма был довольно небольшой бюджет, а это не могло не придать съёмкам кое-какие особенности.



Во-первых, актёры ходили с настоящими мечами. В сцене со спарринг-поединком Ламберта и Коннери у обоих были боевые клинки. Обошлось без травм, благо, что оба на площадке ладили, да так, что даже вне съёмок обращались друг к другу по именам своих персонажей. Зато Клэнси «Курган» Браун чуть не наломал дров. Первой сценой, которую с его участием снимал Малкэхи, был эпизод драки Кургана и Рамиреса. По сценарию, варвар врывается в дом и в прыжке разрубает стол, за которым сидел наставник-испанец. Браун же начал импровизировать и так размахался мечом, что чуть не порубил (вслед за уничтоженными подсвечниками) самого Коннери. Возмущённый выходкой молодчика, Шон покинул площадку. Вернуть его удалось лишь после извинений Клэнси, который сознался, что просто очень нервничал.

Другой статьёй расходов, на которой сэкономили, стал Нью-Йорк. Несмотря на то, что местом действия является именно Большое Яблоко, съёмки проходили в Лондоне. В Штаты отправилась лишь на неделю, за которую сняли сцену финальной сечи. По сценарию, МакЛауд и Курган должны были сразиться на вершине Статуи Свободы, но подобная красота была не по карману и снимать решили на крыше свежеоснованной студии Silvercup (именно на её мощностях снимут сериалы «Клан Сопрано» и «Секс в Большом Городе»).



Но нет худа без добра.

Для съёмок одного из эпизодов Малкэхи получил на растерзание целую подворотню: закоулок должны были вот-вот снести, поэтому эпичнейший взрыв устроили прямо там, а не в павильоне или на какой загородной стройке. На радостях бабахнули так, что туда явились наряды полиции аж с восьми близлежащих округов.

Сцена, кстати, просто огонь!

Среди ночи Курган сражается с другом МакЛауда, мимо проезжает контуженный ветеран Вьетнамкой войны, у которого джип ломится от рифов Queen и боевого огнестрела. Заметив дуэль, он хватает автомат и фарширует свинцом Кургана, только что обезглавившего свою жертву. Расстроенный порчей стильного шмота, Курган мстит ветерану (какое неуважение!), протыкая своим кладенцом его футболку, на которой в прицеле снайперской винтовки намалёван Кремль под ракетным ударом. Далее идёт упомянутое светопредставление с выносом десятков окон. Решив покинуть место происшествия, Курган устраивает hit-n-run и на тротуаре сбивает какого-то бедолагу, коим оказывается режиссёр фильма. Камео очень в духе Питера Джексона. Или Хичкока. Или Тарантино.

Главу о съёмках закончу чудесным фактом о сцене, с которой фильм начинается.

Коротенькое вводное интро из-за кадра нам зачитывает Коннери. И звучит оно с некоторым эхо, что имеет весьма простое и, в то же время, странное объяснение. Дело в том, что Коннери отправился в Испанию, где подтягивал с носителем языка свой акцент (хотя, Кром, кого он обманывает - его щщипящий щщотландский акщщент не выжечь даже напалмом!). По какой-то причине, свой текст для интро он начитал на микрофон в ванной комнате. Запись прокрутили продюсерам прямо во время телефонного разговора: интро им понравилось и новое делать просто не стали.

САУНДТРЕК

В режиссуру Малкэхи пришёл из музыкально индустрии: до приезда в Голливуд он снимал видео для Duran Duran, Элтона Джона, Боя Джорджа. Немудрено, что к участию в создании саундтрека к фильму во что бы то ни стало решили привлечь кого-нибудь популярного. И первым кандидатом стала английская команда Marillion. Сегодня о них помнят разве что преданные поклонники, но в 1985-ом команда гремела на всё Королевство своим альбомом Misplaced Childhood, добившегося в стране платинового статуса. Wiki пишет, что коллектив творит в жанре progressive rock; послушал и чтоб вам легче было бы понять, на что были бы похожи звучащие в «Горце» композиции, сообщаю - были бы похожи на Pink Floyd. А чтобы предложение сотрудничества выглядело весомей, солисту Marillion даже пообещали небольшую роль. Но согласия добиться не удалось: группа тогда отправилась в тур, списала всё на занятость и в написании песен к фильму не участвовала. О чём, по словам гитариста Стива Ротери, впоследствии сожалела: "a really stupid thing for us to turn down".

Среди других музыкантов рассматривались Дэвид Боуи, Стинг и уже упомянутые Duran Duran, пока, наконец, на горизонте не появились Queen.



И вот тут, деточки, сделаю небольшое, но, в некотором роде, неожиданное как минимум для себя самого, лирическое отступление, получившееся из сопоставления исходных данных.

Итак.

В 1984-ом году выходит альбом The Works, который имел пускай и убедительный, но всё же сдержанный успех: да, пластинка приобрела статус Gold и Platinum в нескольких странах и даже добралась до второй строчки в Британском чарте, но моджо группы получило оглушительный апперкот после выхода клипа на песню I Want To Brake Free (то, где Фредди и другие музыканты примерили женские образы). Снятое в нарочито несерьёзной манере, видео вызвало шквал критики в американской музыкально прессе, что ставило крест на продажах альбома в США - крупнейшем рынке. Невинное желание подурачиться обошлось группе дорогой ценой: с гастролями по Северной Америке группа больше никогда не ездила.

Состояние было весьма подавленное, и коллектив даже подумывал на время сконцентрироваться на сольных проектах.

Вот тут-то на помощь и пришёл «Горец»!

Перед музыкантами сперва стояла задача написать всего лишь одну заглавную песню. Но после того как Queen побывали на закрытом показе отснятого материала, они были настолько впечатлены увиденным, что сочинили такое количество материала, которого хватило на полноценный новый альбом группы. Шесть из девяти песен (две трети альбома!) имеют непосредственное отношение к сюжету фильма и обыгрывают в своих текстах сюжет и даже слоган «Горца».

И этот альбом имел просто оглушительный успех!



Пластинка, получившая название «A Kind Of Magic», разлеталась как горячие пирожки: в первую неделю было распродано 100 тысяч экземпляров и эта цифра вскоре увеличилась до отметки 6 миллионов! Чарты тоже пали: диск взлетел на первую строчку хит-парада Великобритании, в котором пробыл 63 недели.

Даже как-то не верится, что одна из самых пронзительных и бессмертных композиций Queen как Who Wants To Live Forever могла никогда и не появится, если бы не сотрудничество с киноделами. Эту песню, к слову, гитарист Брайан Мэй написал под впечатлением от сцены прощания МакЛауда со своей супругой Хезер: вдохновение к нему пришло прямо в такси, когда он возвращался домой с того самого закрытого показа.

image Click to view


Другую песню-визитку - Princes Of The Universe - сочинил Фредди Меркьюри. Именно она звучит в открывающих титрах как полнометражного фильма, так и в сериале, имевшем широкую популярность в ’90-ых.

Но не роком единым.

Помимо Queen в фильме звучит и обязательный score, сочинённый композитором Майклом Каменом. Камен тоже начинал как рок-музыкант, выступал в группой, но со временем занялся написанием музыки для телевидения и кино: «Крепкий Орешек», «Смертельное Оружие» и «Люди Икс» - его нот дело.

РЕЛИЗ, ПРОКАТ, НАСЛЕДИЕ

Мировая премьера фильма состоялась в США, где «Горцу» удалось насобирать незначительные $6 млн. Вменяемых данных о мировых сборах мне найти так и не удалось: на датабэйзе сказано, что суммарно МакЛауд наскрёб что-то порядка $13 млн. А это даже не покрывает заявленного бюджета в $16 млн.

К чему такое внимание к деньгам?

А к тому, что цифры сборов никоим образом не объясняют, как ленте удалось развиться в столь внушительную киновселенную. В последующие 30 лет «Горец» обзавёлся четырьмя сиквелами, сериалом, мультфильмом, мультсериалом, аниме, новеллизациями и, разумеется, комиксом.

Видимо, это и есть A Kind Of Magic.

••••••••

Я плохо отношусь к идее ремейкизации: из переосмысления и нового взгляда (блестящими примерами тут являются «Нечто» или «Муха») они с годами стали банальными деньговыжималками из ностальгирующих нас. И «Пробуждение Силы» тут самый свежий и бесстыжий пример.

Волна лёгкой наживы не могла не докатиться и до «Горца»: уже который год ходят разговоры о запуске переделки и на какое-то время к проекту даже был закреплён Райан Рейнолдс.

Какой новый взгляд и какое переосмысление можно пришить фильму с Queen, любовью сквозь столетия, Коннери и ТАКИМИ съёмками Шотландии - я просто ума не приложу: there can be only one!

Stay tuned. Stay Retro.



Как это снято

Previous post Next post
Up