Кровь на снегу: Как снимали «Нечто»

Jun 24, 2017 10:00





Сегодня «Нечто» считается образцовым фильмом ужасов. Впечатляющая визуальная составляющая, депрессивная музыка и сильная детективная линия - всё это по-прежнему безотказно нагнетает атмосферу и вызывает у зрителя чувство дискомфорта. Тем удивительней понимать, что в год выхода на экраны фильм провалился в прокате и заработал номинацию на Золотую Малину.

В честь 35-ой годовщины со дня премьеры, предлагаю проследить историю создания культового фильма Джона Карпентера.

Истоки вселенной «Нечто» уходят в 1938-ой, когда Джон Кэмпбелл, дипломированный физик, написал повесть «Who goes there?». Опубликована она была на страницах журнала «Astounding». Позднее, именно благодаря этому журналу билет в жизнь получат Хайнлайн и Азимов. И всё благодаря дальновидности редактора... Джона Кэмпбелла. Да-да, волею судьбы он сам возглавил журнал, в котором когда-то печатались его первые рассказы.

Кстати, к 70-ым писательское сообщество США включит повесть «Кто идёт?» в число самых влиятельных и значительных произведений фантастики.



Обложка оригинального издания 1947-го года. Почитать рассказ можно здесь.

В 1951-ом повесть была экранизирована Говардом Хоуксом (лауреатом Оскара и режиссёром оригинального «Лица со шрамом»). Фильм был образцовым для своего времени и растащен на цитаты, хотя и имел значительные расхождения с литературным первоисточником. Например, нечто никого не копировало и визуально представляло собой помесь Мегамозга и чудовища Франкенштейна.



Плакат самой первой экранизации 1951-го.

К концу 70-ых вновь замаячила идея экранизации, чему в немалой степени посодействовал успех « Чужого»: смертоносные пришельцы становились настоящим трендом. Первоначально постановку фильма должен был осуществить Тоуб Хупер - автор «Полтергейста» и культовой «Техасской резни бензопилой».

Но свои коррективы внёс кассовый успех вот этого фильма, который при бюджете в 6.000.000 заработал почти 25.000.000.



Человек, ответственный за подобный успех, и ранее демонстрировал способность извлекать внушительную прибыль из микроскопических бюджетов. А потому у руля проекта становится Джон Карпентер, снявший к тому моменту кассово успешные «Хэллоуин», «Нападение на 13-ый участок» и «Туман». Всего же в его фильмографии такие хиты как «Они живут», кинговская «Кристина», «Большой переполох в Маленьком Китае», «Исповедь невидимки» и др.



Три культовых фильма, созданных в творческом союзе Карпентера и Курта Рассела

Первым делом Карпентер обращается к мастеру визуальных эффектов Робу Боттину, который в свои 22 года уже сделал себе имя на таких громких проектах как «Кинг-Конг» и «Пиранья». Всего же в его послужном списке создание грима для трилогии «РобоКоп», «Страх и ненавись в Лас-Вегасе», « Вспомнить всё», «Миссия: невыполнима», «Бойцовский клуб» и другим хитам.



Роб Боттин на съёмках фильма "Нечто"



Роб Боттин на съёмках фильма Пола Верховена "Вспомнить Всё"

Выбор Карпентера не был случайностью. В 1980-ом он сотрудничал с Боттином в картине «Туман». Уже тогда режиссёр подумывал о съёмках «Нечто»: Боттин же проявил небывалую заинтересованность и был очень рад открывающейся возможности создать многочисленных чудищ. Через год именно ему Карпентер позвонил первому.

Боттин собрал команду из 40 художников, скульпторов и механиков. Сам же работал по 7 дней в неделю, порой ночуя в студии. И так целый год: с весны 1981-го по весну 1982-го. Результатом трудов стали вот такие эскизы и раскадровки…



...макеты и скульптуры...



…и наконец - готовые объекты аниматроники.



Несмотря на все жертвы, производсвтенные сроки поджимали, и Боттин обратился за помощью к набирающему популярность и профессиональный вес Стэну Уинстону. Тот с радостью согласился, но от упоминания свеого имени в титрах наотрез отказался, заявив, что этот проект - звёздный час Боттина.

Помощь Уинстона и его студии заключалась в создании нечто-собаки, которая приводилась в движение двумя людьми. Один техник посредством пульта управлял глазами, носом и ушами; второй - головой и шеей, которые просто одевались на руку как перчатка.



Аниматронный пёс, собранный студией Стэна Уинстона

Позднее Уинстон будет работать над гримом и визуальными эффектами в фильмах «Чужие», «Хищник», «Эдвард руки-ножницы», трилогии «Терминатор», «Бэтмен возвращается», «Парк Юрского периода», «Интервью с вампиром», «Искусственный разум», «Константин, повелитель тьмы», «Железный человек» и др. И четыре Оскара - вполне заслуженная награда за такие труды.



Стэн Уинстон за кулисами фильма "Парк Юрского периода" (1993)

Что касается актёров.Ник Нолти и Джефф Бриджес - вот кто рассматривался студией на роль МакРиди.



Но Карпентер положил глаз на Курта, с которым к тому моменту успел поработать дважды: в биографическом телефильме «Элвис» и в «Побеге из Нью-Йорка». Кстати, с Бриджесом он тоже поработает: спустя 2 тот исполнит главную роль пришельца в гуманистической ленте «Человек со звезды».

Съёмки проходили в двух местах. Натурные - в Британской Колумбии, где температура колебалась от -15 С до -25 С. Было потрачено $75.000 на отопление возведённого лагеря и обогрев команды. Ненатурные съёмки велись в павильонах Калифорнии: снимать-надевать по многу раз тёплые вещи желания не было, а потому одетые по-зимнему актёры, выходившие на перекур, изрядно удивляли зевак.

Кстати, у Карпентера место действия - Южный Полюс, а в версии Хоукса - Северный.



Пример использования в фильме хромакея

По окончании съёмок, на стадии постпродакшена, было доснято несколько сцен. Для создания эпизода с находкой инопланетного корабля (фото выше) использовалось совмещение нескольких отдельных изображений. Автором этих преукрас стал обладатель двух Оскаров Альберт Уитлок, работавший над «Дюной» и «Стар Треком».

Финальным штрихом стало написание музыки. Ранее Карпентер сам писал её ко всем своим фильмам. В этот раз было принято решение прибегнуть к сторонней помощи. Предложение поступило Джерри Голдсмиту, автору музыки к «Омену» и «Планете обезьян». Но заказ на сочинение саундтрека он так и не получил. Зато Эннио Морриконе сразу согласился и, имитируя стиль самого Карпентера, создал лаконичный, но незабываемый саундтрек.

Ну, и что же за фильм без постера. И здесь снова попадание в десятку. Задание поручил Дрю Струзан: руководствуясь устным заданием, он смог за ночь создать один из самых запоминающихся и цитируемых плакатов. Оммаж его мастерству можно наблюдать в фильме «Мгла»: в мастерской главного героя висит именно этот легендарный постер.


Художник Дрю Струзан ставит афтографы на пачке репродукций своей легендарной работы

Итак, работа над проектом подошла к концу. Съёмочный период растянулся на 9 месяцев, и это не считая годового подготовительного периода, когда возводился антарктический лагерь и создавалась аниматроника. Смета тоже регулярно раздувалась и, в итоге, составила $15.000.000. Для сравнения, бюджет «Хэллоуин» составил жалкие $375.000. «Нечто» отняло у всей команды много сил: Рассел чуть не получил ожоги в одних сценах и контузию в других, спецэффектник Роб Боттин загремел в больницу с истощением, а Карпентер обозвал этот фильм самым выматывающим в своей карьере.

Но с завершением съёмок история фильма не закончилась. На свет стали появляться новеллизации и комиксы, видеоигры и фигурки; а поклонники регулярно подбрасывают занятный фанарт и даже снимают очаровательные короткометражки с детками. А это значит, что нам ещё не раз предстоит вернуться на Заставу №31.



Актёрский состав на съёмках фильма. Аляска, 1982.

Читайте также:
Интересные факты о "Пятнице, 13"
История создания "Парка Юрского периода"
Про сериал "Кошмары Фредди"
Как снимали "Восставший из ада"

Как это снято

Previous post Next post
Up