Охота на озабоченных голливудских ведьмаков в шёлковых халатах, которые заманивают невинные души в логово своих гостиничных номеров, началась в минувшем октябре. Первой жертвой обвинений в сексуальных домогательствах пал Харви Вайнштейн - один из самых влиятельных продюсеров и настоящий колосс, открывший миру Квентина Тарантино. В считанные дни деловая репутация Харви была разорвана в клочья озверевшими СМИ, выдававшими голословные признания анонимусов за неопровержимый факт причастности продюсера к соитию (или покушению на него) с 80 актрисами, совершёнными вопреки их воле десятилетия назад.
Результатом этих громких заявлений стало не судебное разбирательство и не лавина гражданских исков, а нечто куда более ужасное для публичной фигуры: социальная смерть Вайнштейна.
Авторитетные издания украсили свои свежие номера красочными обложками, изображавшими продюсера в самом неприглядном виде, и из уважаемого главы крупной киностудии Вайнштейн превратился в парию. Изгоя, от которого отвернулись на работе (он покинул пост руководителя основанной им самим Weinstein Company), отвернулись дома (от Харви ушла жена) и даже друзья-коллеги не спешили призывать дать делу юридическую оценку и дождаться решения суда.
"Разоблачён", кричит обложка журнала THR (№32, 2017)
Про презумпцию невиновности, столь любимую в голливудских фильмах, в самом Голливуде все как-то разом позабыли. Ведь суд - это долго, дорого и скучно. А вот мгновенное линчевание, транслируемое прямиком в твой смартфон - это весело и быстро. Как раз то, что нужно публике.
Но показательная порка Вайнштейна не стала разовой акцией: довольно скоро список обвиняемых в ослабленном контроле над своими гениталиями стал расширяться и на сегодняшний день в него попали десятки имён актёров, продюсеров, режиссёров, политиков, судей, журналистов, запустив так называемый “Эффект Вайнштейна”.
Помимо самого Харви, самыми звёздными жертвы этой охоты стали комик Луис СиКей (телесеть Netflix разорвала с ним контракт и отменила показы всех его юмористических проектов), глава студии Pixar Джон Лассеттер (покинул пост после публикации обвинений), постановщик Брет Ретнер (отстранён от продюсирования сиквела «Чудо-Женщины» и уволен с поста режиссёра предстоящего фильма-биографии о жизни Хью Хефнера - основателя журнала Playboy) и, разумеется, Кевин Спейси, которому досталось едва ли не больше, чем самому Вайнштейну. Актёр был уволен из сериала «Карточный домик», его лишили телепремии Тони, а все его сцены в ленте Ридли Скотта «Все деньги мира» были вырезаны и пересняты с другим актёром.
Кадр из эфира CNN, сообщившего об "удалении" Спейси из фильма
Как видите, с последствиями болезни линчеватели справились весьма успешно. Но делается ли что-нибудь для искоренения причин недуга?
Может быть, на законодательном уровне ввели запрет на читку молодыми актрисами сценариев фильмов в гостиничных номерах продюсеров? Может Голливуд перенимает европейскую практику и вслед за Швецией обяжет нерадивых “вайнштейнов” перед соитием с очередной мечтающей о славе старлеткой получать от неё едва ли не письменное согласие?
Конечно же нет!
Головы слетели со своих насиженных плеч, толпа утолила жажду крови и всё, что останется для защиты потенциальных будущих жертв новых “вайнштейнов” - это хэштеги #MeToo и всякие громкие (но почти бесполезные) акции, вроде той, что прошли минувшей ночью во время вручения премии Золотой глобус. В двух словах: пока вы спали, в Калифорнии состоялись какие-то поминки - почти все номинанты и гости церемонии пришли на вручение в чёрных нарядах. Удивительно, как ещё ковровая дорожка осталась красной. Потому что в это шоу втянули даже детей: например, весь актёрский ансамбль сериала «Очень странные дела» приехал на вручение в трауре.
На какие результаты надеются участники таких акций (и хотят ли они их вовсе), если борьба с сексуальными домогательствами соседствует с форсированным превращением 11-летнего (не момент съёмок сериала) ребёнка в объект влечения?
Милли Бобби Браун на премьере ОСД-2 (октябрь 2017)...
... и на вручении премии Золотой глобус (январь 2018)
Как актрисы собираются сбить градус сексуального накала, стремительно повышающегося при их появлении в мужской компании, если даже во время протестной акции солидарности с жертвами домогательств они едва прикрывают свои стыды?
Вопросы, разумеется, риторические.
А ответы, похоже, не нужны и самим акционистам: главное - сиюминутный хайп, что было прекрасно видно год назад на примере другого крестового похода против ветряных мельниц под названием «Oscar So White». Тогда всё привело к буквальному вырыванию Оскара из рук «Ла Ла Лэнда» и вручению его остающейся малоизвестной даже после победы гей драме «Лунный свет». А к чему приводит #MeToo видно же сейчас: Вайнштейн, чьё могущество не раз порождало слухи о влиянии даже на Американскую киноакадемию, обезглавлен, а его бизнес стремительно обесценивается.
Ещё в 2015-ом году одно только телевизионное подразделение The Weinstein Company оценивалось в $950 млн. Сегодня же, по оценкам специалистов, одна из самых успешных независимых кинокомпаний ведёт не очень успешные переговоры о продаже и может целиком уйти с молотка всего за 500 млн. долларов, из которых сам Харви, с учётом вычетов и покрытия расходов, не получит ничего.
Well played, Hollywood. Well played!
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
О запрещённых в Беларуси фильмах Медийная диктатура "Бегущего Человека" Религия и кино: долгая история заклятой дружбы Почему «Дюнкерк» может стать самым спорным фильмом Нолана