Автолавка ПАЗ-659 была разработана в 1954-1955 годах во исполнение приказа Главатопрома для нужд Центрального союза потребительских обществ СССР. Было предложено два альтернативных варианта машины: с наружной витриной и торговым залом в кузове. Предпочтение было отдано первому варианту, и уже весной 1955 года первые серийные изделия были отправлены в районы освоений целинных и залежных земель. Автолавки ПАЗ-659 (составляли значительную долю товарной продукции Павловского завода. Их было изготовлено более 5,5 тысяч штук, причём в первые годы серийного производства в качестве базового шасси использовались как ГАЗ-51И (4×2) так и полноприводные ГАЗ-63Е. Заводское наименование автолавок не менялось ни в зависимости от применённого шасси, ни в ходе модернизации, котя в информационных материалах тех лет модернизированная машина часто именовалась ПАЗ-659А.
Фургон-автолавка ПАЗ-659 на шасси ГАЗ-51И
Автолавка ПАЗ-659 и промтоварный фургон ГАЗ-51 с кузовом КИ-51
Автолавка ПАЗ-659 и базовый для модификации автобус ПАЗ-651А
Автолавка ПАЗ-659 и автофургон для перевозки одежды ПАЗ-661
Прототип модели. Торговля возле железнодорожной станции Горьковской железной дороги
· Предприятие-изготовитель: ПАЗ, Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова
· Базовое шасси: ГАЗ-51И (1949-1973 годы)
· Модификация: ПАЗ-659 (1955-1961 годы)
· Мощность двигателя: 70 л. с.
· Грузоподъёмность: 1,5 т
· Максимальная скорость: 70 км/ч
· Количество выпущенных автолавок: 5561
· Модель 1/43: Наши автобусы, спецвыпуск № 12