Протестантизм и духовный большевизм протодиакона Кураева

Jan 12, 2012 23:24

Оригинал взят у kuzma_prutkoff в Протестантизм и духовный большевизм протодиакона Кураева

Диакон Владимир Василик прокомментировал предложение известного  богослова праздновать Рождество Христово не 7 января, а 31 декабря …


  Сердечно поздравляю читателей с Рождеством Христовым, в том числе уважаемого о. Андрея Кураева, несмотря на то, что он предлагает очередное нововведение (diak-kuraev.livejournal.com/265620.html) - праздновать Рождество Христово 31 декабря.

Честно  говоря, к этой новой инициативе я отношусь с глубочайшим сожалением и  некоторым разочарованием. О. Андрей - глубокий мыслитель, серьезный  богослов. На что он сейчас разменивает свое первородство? На какую  мелочь? На очевидную чечевичную похлебку дешевой популярности и легкого  успеха. На постмодернистскую игру в бисер. На попытку эпатировать,  удивить, предложить нечто явно невыполнимое. Он удивил бы нас гораздо  больше, если бы высказал и совершил нечто в духе традиционном,  православном, праведном. Ведь в нынешнее время на такие поступки большой  дефицит.

Спаситель в разговоре с Пилатом сказал: «Царство Мое не от мира сего»  (Ин. 18, 36). Мы не обязаны подчиняться диктату мира сего, его  новогодней индустрии. Не обязаны упаковывать наши праздники по  коммерческому принципу «три в одном»: пожалуйста - вот тебе в один день и  Рождество, и Новый год, и все 33 удовольствия - только без Христа...

Теперь  к сути вопроса. Почему мы празднуем Рождество 25 декабря? Это прекрасно  изъяснил преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на Диатессарон  (Евангельская гармония, четыре Евангелия, соединенные в одно). Он  говорил, что Дева Мария зачала в Благовещение, 25 марта, и родился  Спаситель через 9 месяцев - 25 декабря. Что же касается даты  Благовещенья, то она была установлена еще в доникейскую эпоху во II-III  веке, поскольку среди ранних христиан существовало глубокое убеждение,  что Спаситель был распят в тот же день, что Архангел Гавриил  благовествовал Деве Марии.

Близкую к этому  представлению точку зрения, в частности, исповедовал Святитель Викторин  Петавский, пострадавший, по некоторым сведениям, в 284 году.

Зависимость  Рождества от даты Благовещения очевидна тем более, что весьма древнее  доникейское церковное предание считает, что дата Благовещения и зачатия  Девы Марии практически совпадают, и, соответственно, 9 месяцев от 25  марта автоматически приводят нас к 25 декабря по старому стилю (7 января  по новому стилю).

Кроме того, существовало  предание, опять-таки отраженное у Ефрема Сирина, которое помещает  явление Архангела Гавриила Захарии в Йом Киппур, День Очищения,  праздник, который праздновался в конце сентября (22-25 сентября). Как  раз к двадцать пятому марта приводят нас шесть месяцев после него,  упомянутые в Евангелии от Луки: «В шестой же месяц послан был Ангел  Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве,  обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

Таким  образом, Рождество в своем происхождении не зависит от праздника  Непобедимого Солнца (Sol invictus), который праздновался в Риме и был  связан с культом солнечного бога Митры. Но сама связь Рождества с  солнцеворотом глубоко символична: мы поклоняемся родившемуся Христу -  Солнцу правды, пришедшему на землю в ночи мира, чтобы, как  пророчествовал Исаия, просветить людей, сидящих во тьме и сени смертной.



Что  же касается даты празднования Нового года, то почему-то для о. Андрея  церковная дата празднования Рождества Христова святыней не является, а  вот 1 января для него - священная и неприкосновенная корова, что в  высшей степени странно для православного христианина. Ведь 1 января -  это дата, взятая из языческого римского календаря. В это время, как  известно, праздновались торжества в честь двуликого «бога» Януса. Не  хочется обижать дорогого о. Андрея, но невольно в душу закрадывается  смутное подозрение: а не близок ли ему этот двуликий Янус в силу  двусмысленности многих речей досточтимого отца протодиакона?

Предложение  о. Андрея Кураева совместить Рождество Христово и Новый год, вероятно,  придется по вкусу неоязычникам. В особенности - сторонникам введения и  почитания новых божеств. Есть одно такое божество - очень популярное,  англо-славянское - Novy God называется. От своих поклонников требует  обжорства и пьянства. А еще - человеческих жертв. В период с 30 декабря  по 2 января этому «богу» приносятся сотни человеческих всесожжений  (жертвенниками и дровами служат дома и квартиры). В его честь убиваются,  отравляются и замораживаются сотни человек. Иными словами (специально  для выпускников религиоведческих кафедр), Novy God - божество  синкретическое, синтез Диониса и Молоха. А если к его дню 31 декабря еще  присоединить Рождество... тогда о. Андрею удастся то, что не получилось  у языческого императора Александра Севера, который замыслил поставить  Христа в пантеон распутных и кровожадных римских и восточных божеств.

Шутка, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.

Что  касается начала календаря, следует отметить их значительный плюрализм в  Средневековье. Это, безусловно, благословенная дата 1 сентября. Это  начало церковного года по антиохийской традиции, официальное начало  нового церковного года в Византийской империи и Московской Руси в  допетровскую эпоху. О. Андрей считает, что к 1 сентября вернуться  невозможно. Почему же? Ведь, по сути дела, 1 сентября - время выхода  людей из отпусков, начало нового рабочего и учебного года, время сбора  урожая, подведения итогов. Честно говоря, лично для меня было бы намного  радостнее праздновать Новый год вокруг яблони, налитой плодами, чем  вокруг замороженной елки со снегом и сосульками.

Другая  дата для начала Нового года, которая была в Средневековье, это 25  марта. 25 марта - начало Нового года по александрийской пасхалии и  александрийскому летосчислению. Эта дата с астрономической точки зрения  имеет глубокий серьезный смысл. Это время весеннего равноденствия,  окончательной победы света над тьмой. На Руси и в ряде стран Западной  Европы Новый год начинался именно с Благовещения.

Неслучайно  мудрый игумен Стефан, один из героев «Горного Венца», бессмертного  произведения великого черногорского митрополита и поэта Петра Негоша,  задается вопросом:

Удивляюсь Новому я году.
Отчего он нынче наступает?
Отчего не с вешним половодьем,
когда солнце с юга возвратится,
когда дни становятся длиннее,
когда вещь любая получает
новый смысл и новое обличье?

И  действительно - это Новый год, весна, время возрождения, новое начало  жизни. Тем более в конце марта в России, когда в наших широтах жизнь  начинает бить ключом. Тем паче, когда с этим связан праздник  Благовещения, - «Днесь спасения нашего главизна».

Но,  как сказано во Второзаконии, не будем передвигать межи, которые  воздвигли отцы наши (Втор. 19,14). Если Отцам Церкви и священноначалию  угодно было установить церковный Новый год 1 сентября, то да будет так. К  тому же эта дата ведет от седой ветхозаветной древности.

Если  в силу гражданских обстоятельств, влияния европейских стран и указа  Императора Петра Великого гражданский Новый год празднуется 1 января, то  да будет так. Но лишний раз подчеркну, что при установлении этой даты  Петр I руководствовался вовсе не датой Рождества Христова, а чисто  гражданским, светским порядком. А традиционную церковную дату Рождества  Христова 25 декабря великий преобразователь России никогда не ставил под  сомнение. И хотя в его время многие протестантские страны перешли на  Григорианский календарь, Петр оставил в России Юлианский, который был  отменен лишь советской властью, явно не благоволившей к Православию.  Соответственно, празднование Рождества Христова 31 декабря было бы и  духовным протестантизмом, и духовным большевизмом, и, наконец, просто  данью массовому потребительству и новогодней индустрии.

Это,  конечно же, ни в коем случае не вопрос раскола (о чем упомянул о.  Андрей в своей заметке), потому что ни один нормальный человек на такую  пошлость и секулярность не поведется. Если же о. Андрею нравится  праздновать Рождество 31 декабря, то пусть его празднует со своим  домашним собором, состоящим из комментаторов его «Живого Журнала», но  нас пусть в свои делишки не впутывает - мы (Русская Православная  Церковь) тут абсолютно не при чем.

И паки хочу поздравить читателей с Рождеством Христовым 25 декабря по старому и 7 января по новому стилю!

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»

Кураев, ереси

Previous post Next post
Up