Таинство

Sep 01, 2009 18:11


 Таинство
Уже в ВЗ легко можем отыскать то, что потом в умных книжках назовут как Таинство и определят как «под видимым невидимое». Видимые жертвы Невидимому приносились в Иерусалимском Храме из года в год. Таинством было и то, как Невидимый их принимал, и то, как невидимое в уме и сердце каждого приносившего жертву выражалось в осязаемом, видимом и обоняемом культе Израиля. Были и другие видимые знаки уважения к Невидимому, было и отнесение к Невидимому как первопричине тех или иных важных для всего Израиля или отдльной персоны событий, происшествий, смертей, избавлений, частных и исторического размера. Так или иначе, но отношения Израиля с его Невидимым Покровителем вполне себе были Таинством.

Таинство - характер и природа отношений по линии человек - Бог.

Христианство началось с того, что явление силы и правды в Спасителе были опознаны как еще одно явное обнаружение действительности этих отношений. Наверное не будет сильной ошибкой сказать, что только осмысление масштабности явления Бога (опознанное в Христе) как выходящего за рамки Израиля уже не случайно, и позволило христианству из частного случая Богопочитания в Израиле стать новой и самостоятельной верой. Таинство, как отношения по линии человек - Бог обрело новое содержание - явление Бога человеку через Спасителя. Но отношения человек - Бог, хотя и были опознаны по новому, так и остались неразгаданными в своей природе, в своем характере. Они как были, так и оставались Таинством, хотя теперь у него появились и новые традиции, и плоть, и Лицо.

Запад дает нам "учение о семи таинствах" как условных частях этих отношений человек - Бог.
Но предлагаемое Западом учение «о таинствах» - суть учение не о них, а учение о самой церкви как вместилище, божественной «силы», как средства поддержания и сохранения этих важных отношений человек - Бог. Возможность действительного общения с Богом и будет Таинством в этих новых условиях. И эта возможность закрепляется и гарантируется самим физическим присутствием иерархии в Западном мире и надежными механизмами ее воспроизводства, опять же даже физического порядка.

Восток же, поеживаясь от необходимости считать таинства, но все же не отрицая их, акцентирует, как можно думать, другую важную сторону отношений человек - Бог - необходимость для человека и церкви присутствия Утешителя. Не как силы, не как власти, но как Христова Духа, передаваемого в церкви из века в век, того самого, что «обвеевал» или «опалял» яз'ыками учеников. Всякое присутствие Духа - т'аинственно. Не фиксированность числа таинств хранится не по недоумию, но чтобы акцентировать другой важный аспект, ослабленный на Западе - причастие Духу. Оно не абстрактно, оно противится любой регламентации, и отличается от «веры в душе», потому что никогда не бывает индивидуально. Дух воспроизводится, хранится и передаются в церкви, и только в ней и распознается как собственная идентичность, и раздается на Трапезе Духа, которая бывает только в общении «верных» между собой. Вся практика Востока (конечно упрощаю) заточена под сохранение, передачу и причащение Духом. И этим восполняют без эклектизма, практику Запада, или восполняется ей.

Наконец Реформация, акцентировала исходный аспект отношений человек - Бог - личную индивидуальную веру, что Спаситель свой, что не продаст. Церковь - это церковь верящих, а не только крещеных. Вера это - интерес / доверие, а не интеллектуальная философская игра. Но и значение индивидуальной интеллектуальной работы Реформация восстановила, например для того, чтобы забыв о Слове Писания не променял Восток Дух Бога, на дух лжестарцев (принято говорить младостарцев), не умеющих не только ничего рассказать от Писания, но даже и не желавших бы, если б смогли.

И никакого экуменизма. Последний обнуляет содержание конфессий, отсекая различия ради мнимого «общего блага». И вера, и дух, и физическое присутствие церкви, как можно думать одинаково необходимы. А если акценты расставились в разных географиях, то как знать, точно ли это от лукавого, или может даже и вовсе не от него? Таинство - общение веры человека с Богом, о котором у него есть не только осмысленная идея, но и опознаваемый как свой (церкви) Его Дух, который приходит, когда Сам захочет, и научает, если нужно всему. Характер и природа этого общения Таинство не только потому, что множество параметров здесь никаким наукам еще неизвестно, но и в силу значения этого общения. Потому что оно не интеллектуально лишь, не физично лишь, но еще и религиозно. Потму что на другом конце, как говорят, и если все верно, находятся не только жизнь и смерть, но даже и Человек, и Бог, и том самый Избыток, которому, вроде бы не будет конца
Previous post Next post
Up