Думаю, тема даже более чем актуальная для многих родителей! Но название ее я написала, так сказать, " с подковыркой" :) Почему так?
Когда мы задаемся этим вопросом для себя в первый раз? В ребенкины 6 месяцев, год, два года или 5 лет? Когда он становится очень важным? Ведь по началу игрушек не так уж и много (пара-тройка погремушек), да и малыш еще совсем маленький для уборки, а нам так приятно и совсем не обременительно, пока он спит - разложить все по местам.
Но малыш растет, появляется-покупается-дарится огромное количество игрушек - мячики, машинки, куклы, конструкторы... И это уже не пара погремушек - это целые мешки сокровищ вашего чада! И после очередной ревизии и увлекательной игры малыша все это валяется под ногами, оказывается в совершенно неожиданных местах и вызывает совсем не умиление, а скорее уже раздражение.
И вот тогда мы решаем: "Хватит! Пора приучать убирать за собой игрушки!" Но вот ребенок так не думает. И на ваши просьбы, мольбы, уговоры, угрозы, торги и обещания чего-нибудь желанного он кричит "Нееть!" и убегает в другую комнату или вообще смотрит недоумевающе; "И что это ты, мама, такое придумала?" Знакомо?
Но вернемся к названию темы. Почему "с подковыркой"? Да потому что я убеждена, что именно приучать убирать - не нужно! Есть более естественный и результативный способ - это создать такие условия, в которых уборка - это само собой разумеющийся процесс, порядок жизни, принятый в вашей семье!
Ребенок, рождаясь в семье, воспринимает все, что внутри нее происходит - как общепринятое устройство и положение вещей. Вы понимаете о чем я? Абсолютно все ваши привычки, особенности, способ общения друг другом и самим малышом - все - он воспринимает как должное. Он не знает о других возможных вариантах - его МИР - это ВЫ!
И, если вы убираете за собой, следите за порядком в доме, то, наблюдая за вами, с самого рождения ребенок воспринимает это как естественные условия жизни. Он просто живет в этом! Более того - все детки обучаются законам жизни в обществе сами, наблюдая за своими родителями и благодаря врожденному стремлению подражать!
Зачем обучать? Просто будьте примером! Нет возраста, в котором ребенку становится "пора" убирать за собой - потому что это естественно, обыденно - малыш сам начнет проявлять инициативу, как только дорастет до этого и сможет физически справиться с данной задачей!
И это действительно работает! Моей дочке сейчас всего 1,5 года - она с удовольствием складывает игрушки на свои места, когда поиграет с ними.
В этой системе, как и в любой другой, есть несколько нюансов и я с удовольствием поделюсь ими:
1. Наглядность.
С самого рождения ребенок должен видеть как вы убираетесь - в доме или складываете его игрушки по местам.
Я знаю, что намного проще и быстрее уложить малыша спать, а потом быстренько пройтись по дому и разложить все по местам. Но представьте эту ситуацию глазами ребенка: " Я поиграл, оставил игрушки и пошел спатки. Проснулся - игрушки собраны. Чудесаа! Как здорово,что они сами возвращаются на свои места!" Ведь и вправду, в таком мире он не видит процесса (уборки) и результата (чистоты). Будто бы добрая фея приходит и все убирает. Откуда ему научиться потом убирать за собой?
Из своего опыта - даже, если вечером мы не успели сложить все на свои места, я с трудом преодолевала соблазн "быстренько убраться" - перешагивала через "баррикады" и ждала, когда проснется Виталина - для того, чтобы убрать все на ее глазах. Чтобы она видела, что мама убирает игрушки, а не они сами куда-то исчезают!
2. Добровольность.
Нельзя ни в коем случае заставлять ребенка складывать игрушки по местам. Во-первых, такой подход может на долго отбить какую-либо охоту к порядку, во-вторых, чаще всего - чем больше давишь - тем большее сопротивление это вызывает (тут и до скандала не далеко).
Из-за природной тяги подражать малыш сам проявит инициативу - стоит всего лишь правильно ее поддержать.
Конечно, можно и не ждать инициативы, а предложить сделать это вместе или попросить о помощи. Если ребенок отказывается - не стоит настаивать. Он имеет право выбора, как и вы. Просто в этой ситуации можно сказать, например: "Хорошо. Тогда мама уберет игрушки." И наглядно приступить к уборке.
Из своего опыта - в ситуации отказа, чаще всего через пару минут, если я повторяю свою просьбу - Виталинка присоединяется к уборке. Или еще вариант - можно просить конкретно: "Подай мне пожалуйста вооон тот грибочек".
Еще отлично переключает от негативизма превращение уборки в игру, например, "звери идут в домик на обед (или спать)" или можно просто бросать в корзину и кричать "Бабаах" - это весело :). Вообщем, подключайте фантазию.
Если же малыш так и не захотел присоединиться. Не стоит огорчаться и расценивать это как личное поражение. Помните - он имеет на это право. Важно, чтобы он видел, что все-равно игрушки нужно убирать (не ему, так маме). Здесь главное - наглядный процесс наведения порядка и чистота как результат.
3. Собственный пример.
Думаю, с этим пунктом все понятно.
Невозможно вырастить аккуратного ребенка, если самому жить в хаосе. Нельзя заставлять убирать игрушки на место, а самому разбрасывать свои вещи по квартире. У детей очень обостренное "чувство справедливости" и если, 2-ух летку еще можно заставить, то школьник уже не поддастся на такую несправедливость!
4. Всему свое место.
Как можно убрать игрушку на место, если у нее нет одного и определенного места обитания? Да никак. Поэтому у каждой игрушки должно быть свое место.
Сейчас очень популярны всякие яркие корзины для игрушек. Большие, вместительные - туда можно быстро все-все покидать и вроде и навели порядок.
Честно говоря эти корзины вызывают у меня ассоциации с мусорным ведром - все подряд, друг на друге, как попало. В результате, во-первых, чтобы достать маленького зелененького солдатика с самого дна корзины - нужно все содержимое вывалить наружу (а потом снова убирать), а во-вторых, это только иллюзия "места" для игрушек - потому как на практике они все свалены в кучу и никогда достоверно не знаешь где именно каждая из них в этой куче находится.
Я предлагаю другую альтернативу для хранения игрушек - это специально отведенные емкости, коробочки, кошелечки и т.д. - для каждой игрушки своя. Или свое место на полочке. В идеале - кукольный домик, в котором живут только определенные обитатели и вечером они идут домой спать :)
Из своего опыта. Вот наши коробочки с игрушками. В картонных коробочках лежат конструкторы (два разных), в баночке - цветные прищепки, в кошелечке - пальчиковый кукольный театр, в контейнере - игра "грибочки", а в зеленом мешочке - деревянные овощи. Виталина знает четко где кто живет. И даже детали конструкторов не попадают "в чужую" коробку, когда она складывает их на место. Так было изначально, когда появились у нее эти игрушки и то, что может быть как-то по-другому она просто не знает.
Это очень удобно. Потому как, поиграв с одной игрой, можно сложить ее на место и потом брать следующую. Не возникает никакого хаоса дома.
Более того, такой способ хранения игрушек принесет замечательные психологические последствия в жизнь вашего чада уже во взрослом возрасте. Потому как у людей, у которых дома все "разложено по-полочкам" и в голове все "стоит на своих местах". Т. е. из таких деток вырастают люди, которые четко знают чего они хотят, к чему стремятся в жизни, что для этого нужно, какие у них ценности и приоритеты и т. д.
5. Последовательность.
Не стоит ожидать от ребенка,что он в один прекрасный день вот так вот сразу возьмет и начнет все складывать по местам. Это, конечно же фантастика. Всему свое время.
И в мире ребенка, умение убирать за собой он осваивает постепенно, как и всякое другое умение (ползать, ходить, держать ложку в руках).
Вы же, вне зависимости от этого, делаете изо дня в день одно и то же - складываете, убираете - даете ему возможность вобрать в себя именно такой порядок вещей.
- По-началу, он не будет обращать никакого внимания на этот процесс.
- Позже - проявит интерес и начнет наблюдать.
- Еще позже - потянется к предметам. В этот момент можно объяснить ему - что вы делаете, зачем это нужно - предложить, например, сложить детальку в коробочку вместе с вами.
- Через время, ребенок сможет самостоятельно положить игрушку на ее место (например, в корзину или коробочку). Поверьте, одна-две детальки - этого достаточно! Желательно, чтобы это был именно последний кубик в коробочку или последняя кукла на полочку. Потому как в этот момент формируется логическая связь в голове малыша: "я сложил (поставил, убрал) и стало чисто".
- Дальше - вы убираете вместе. И это очень длительный этап. Важно, чтобы вы показывали пример и "работали" точно так же, как и ребенок. Потому что это честно. А еще, потому, что навык убрать все самостоятельно пока не сформирован. Вообщем, рано еще перекладывать такую ответственность на плечи крохи.
- Следующий этап - вы начинаете убирать вместе, но малыш бОльшую часть складывает сам. На примере это выглядит так - вы сложили одну детальку, ребенок в это время параллельно складывает две-пять деталей, потом вы снова присоединяетесь и кладете еще одну, а ребенок продолжает и т. д.
- Дальше можно призывать ребенка к уборке и просто присутствовать рядом, пока он все складывает. Приободрять его или просто развлекать беседой. В одной семье мне рассказали замечательную историю про волшебную птичку, которая, после того, как ребенок убирался, прилетала и проверяла все уголочки - не осталось ли чего-то не убранного. Чудесно, правда?
- Следующий этап - вы просто призываете к уборке - рядом находиться в этот момент не обязательно. Но вот что обязательно - это не проверять. Понимаю - соблазн велик - особенно по началу, ведь скорее всего что-то обязательно забудется или отнесется не туда. Но поверьте, тем самым вы оказываете "медвежью услугу" себе и ребенку. Потому как НЕ проверяя, вы во-первых, проявляете свое доверие чаду, а во-вторых развиваете "контролирующую" часть внутри самого ребенка. В то время как, проверяя его уборку, вы берете функцию "контролера" на себя. И тогда, если мамы нет рядом (или она не увидит, не узнает) - можно и не убирать. Но ведь мы не этого хотим, правда? Итак, не контролируя, но призывая к уборке мы через какое-то время (а это не мало времени) приходим к последнему этапу.
- Этап, когда можно не призывать, не контролировать, не обращать внимания. Ребенок, а скорее всего это уже подросток или даже позже (потому как подросток может не убираться в силу возрастных особенностей) - совершенно автономно и самостоятельно придерживается чистоты в своем доме, складывает вещи по местам, получает удовольствие не только от результата уборки, но и от процесса и, как вытекающее приятное последствие - мысли и жизнь в целом у него упорядоченны тоже :) Что самое важное - для него это не составляет никакого труда, не забирает энергии, не вызывает вопросов. Потому как в его МИРЕ так принято. И по-другому быть и не может! :)
Вот такой замечательный "ПОДАРОК" на всю жизнь вы можете преподнести своему чаду, просто введя в свою привычку уборку вещей по местам.
Я не пишу возраст в котором ребенок проходит каждый из этапов. Потому как это все очень индивидуально. И зависит не только от особенностей ребенка и родителя, но и от момента и возраста, когда вы "начали жить" именно так.
На каком-то этапе вы можете задержаться на долго - на несколько месяцев или лет, другой и вовсе проскочить. Наблюдайте, делайте выводы. И работайте в первую очередь на собой. А ребенок, уж поверьте, всегда отзовется на это. :)