- Мы одни…
- Кажется, там кто-то есть…
- Где?..
(вместе) А-а-а-а-а-а!!!
С ними так было и будет всегда.
«С ними» - это не только с Ниной Заречной (Агриппина Стеклова) и Треплевым (Тимофей Трибунцев), персонажами чеховской «Чайки», которые ведут этот диалог.
Да, они - взволнованные и радостные - только что переживали и смеялись, говоря о спектакле, который вот-вот начнётся и станет их общим дебютом: Нины - как актрисы, а Треплева - как писателя. И вдруг - они притихли, остановились, замерли где-то далеко, в полумраке.
Начинается разговор двух влюблённых - разговор самый обыкновенный. В нём не будет ничего особенного - только знакомые каждому фразы и простые слова.
Но он - личный.
Поэтому так важно, чтобы в этот момент рядом не было никого, кто бы мог его услышать. Это тот случай, когда не нужны свидетели.
Но свидетели есть!
Вот они появились - в непонятно откуда взявшемся свете. Их много - сотни, а может быть, и тысячи. Они разные - сопереживающие и просто любопытствующие.
Кто это? Зрители?! Да… Но почему они здесь? Зачем они сейчас?..
- Да нет тут никого! - успокаивает Нину Треплев.
Действительно, свет снова гаснет, и в образовавшейся темноте больше не видно посторонних глаз.
«Никого нет».
Но все мы понимаем, что это только иллюзия…
Подобно Нине и Треплеву, все творческие люди (и, прежде всего - актёры), люди известные, выставляющие свою работу - свою душу - на суд публики, всегда остаются на виду.
Они могут быть одинокими. Они часто бывают одинокими: непонятыми, забытыми, осмеянными - несчастными… Но вот по-настоящему остаться наедине - друг с другом или даже сами с собой - они не смогут, пожалуй, никогда.
Получается одиночество в окружении людей - грустный факт, вечная тема…
Да, за ними постоянно наблюдают и даже следят.
Их обсуждают, и внимание направлено буквально на всё: на их поведение, высказывания, личную жизнь… И конечно же, на творчество. Причём обсуждают чаще не с целью понять, а с целью выразить недовольство, вызванное своим непониманием.
А то, как по-разному такое «недовольство» выражается, мы тоже видим в спектакле, во время показа пьесы Треплева. Например, можно вдруг просто засмеяться там, где это совершенно неуместно, как это делает Тригорин (Денис Суханов) в самом начале монолога Нины. Или можно вообще уйти из зала, подобно некоторым зрителям, сидящим уже не на сцене, а с нами по соседству. А можно последовать примеру Аркадиной (Полина Райкина) и тоже время от времени капризным голосом, прямо с места, лениво задавать уточняющие вопросы: «Это так нужно?..» И в ответ слышать громкий отчаянный крик: «Да!!!»
Всё, что мы видим в бутусовской «Чайке» - это «так нужно».
Нужно не для красивых приёмов, дающих возможность выделиться и сделать привычное так, как этого никто никогда не делал. И не для того, чтобы только рассмешить или только удивить. Это не оригинальность ради оригинальности - потому что в таком случае всё выглядело бы, возможно, и ярко, но поверхностно, а забывалось бы легко и без сожаления.
А спектакль Бутусова - безусловно, не поверхностный, а очень глубокий. Всё в нём необычно и одновременно с этим - естественно. Да-да! Каждой режиссерской и актёрской придумке, находке сначала удивляешься: «Что это? Почему?», а потом думаешь: «А разве можно это сделать как-нибудь иначе? Нет, было бы совсем не то... Надо только так!»
Никогда бы не достигли такого накала многие эпизоды, если бы не были повторены несколько раз. Неужели можно было обойтись без этих повторов?
По-другому звучал бы текст, произносимый актёрами, если бы он был ими воспроизведён в точности так, как написан автором. В спектакле что-то переставлено местами, увеличены монологи за счёт объединения нескольких - в один, вычеркнуты некоторые фразы и добавлено что-то, чего в оригинале совсем не было, расставлены другие знаки препинания - в основном, вместо точек и многоточий использованы восклицательные знаки, и почти полностью отсутствуют бесконечные чеховские паузы... Многое изменено! Многое придумано! И впечатление создаётся целостное, сильное, яркое.
И так на протяжении всего спектакля, до конца и с самого начала - после первого, а не после третьего, как мы привыкли, звонка, без остановок даже в антрактах - всё работает на то, чтобы раскрыть главную тему - о театре, о поиске, о творчестве...
Об актёрах. О настоящих актёрах. Которые всегда искренни в том, что они делают. Которые, играя на сцене, верят, что всё это - по-настоящему. Которые «часто бывают несчастны, может быть, даже слишком часто и незаслуженно». И которые всё равно, несмотря ни на что, будут продолжать играть.
«Весело играть».