Скепсис, "вера в себя" и "демократизм" как еще три свойства научного знания

Oct 28, 2023 13:05


В прошлый раз я писал, что для интернет-споров, которым я был свидетелем, часто характерно неверное или неточное словоупотребление, без какого, в общем-то, зачастую и спора бы не было. И, в частности, указывал, что вместо «научно - не научно» во многих из них стоило бы говорить о «доказано- не доказано», «как доказано» и тому подобном. А сегодня ( Read more... )

Наука, Религия, Скепсис, Мировоззрение

Leave a comment

Comments 69

korzh18 October 28 2023, 11:39:10 UTC

Здесь отчасти пересекаются темы спора и науки-не науки. Зачастую спорящие стороны по разному трактуют отправную точку разговора. Одна сторона говорит, что у Эйнштейна хвост и рыжие полоски, а другая что у Эйнштейна теория и седые волосы. В не научном споре (читай холиваре) стороны режут друг-друга с той или иной степенью виртуальности. В научном они проверяют аксиоматику и выясняют, что для одной Эйнштейн это собственной кот, а для другой физик.

Reply

aletheiaagathon October 28 2023, 11:40:14 UTC

/Зачастую спорящие стороны по разному трактуют отправную точку разговора/

Да, я тоже так думаю, и мои последние два поста во многом именно об этом.

Reply

korzh18 October 28 2023, 13:37:09 UTC

Тогда уточнение по поводу свойств знания научного. Не является ли "вера в себя" свойством знания как раз религиозного? А признаком научного подхода является "неверие в себя" (тот же скепсис, расширенный и на.. скажем, особь исследователя). Ну, или не стоит ли уточнить, где *диалектическое разграничение "веры в себя", как способного воспроизвести любой человеческий опыт, и "неверия себе", как способного непредумышленно исказить алгоритм исследования?

Reply

aletheiaagathon October 28 2023, 15:20:32 UTC

/Не является ли "вера в себя" свойством знания как раз религиозного?/

В известных мне религиях и культах "вера в себя" не предполагается - даже тот, кто считает себя пророком, верит не в себя, а в Бога. За исключением, конечно, шарлатанов, которые сознательно обманывают других.

В целом же я думаю о перечисленных принципах как о дополняющих друг друга. Поэтому, например, пишу в тексте: "сомнение - одно из движущих начал этого института. Оно уравновешивается другими (например, уже описанными выше требованиями к доказательству), но является одной из основ".

Так же, как, например, "вера в себя" является одной из основ, и в том числе допускает ситуации, когда "один прав, а все остальные неправы" - например, научное открытие или научная революция предполагают именно такое: все думают, что земля плоская, а один думает, что шарообразная. При этом другая основа - скепсис - предполагает сомнение в том числе и в верности собственных размышлений. Третье движущее начало - "демократизм" - предполагает доверие и к другим как к тоже источникам ( ... )

Reply


Leave a comment

Up