Все величественное рано или поздно ветшает и приходит в упадок. Горы, которые на заре геологической юности вздымались к облакам, осыпаются и становятся все ниже и ниже с каждым тысячелетием. Могучие деревья, закрывавшие своими кронами небо, дряхлеют, прогнивают изнутри и в конце концов падают, чтобы бесследно исчезнуть в молодой лесной поросли. Великие государства, наводившие страх и ужас на своих соседей, в одночасье становятся вдруг слабыми и беззащитными.
Египет, некогда бывший непобедимым и всесильным, постепенно терял былую мощь.
Двадцатая династия правителей Египта породила длинную череду фараонов, и всех их звали Рамсесами. Рамсес III, правивший в ее начале, провел несколько успешных войн с «народами моря», атаковавшими Египет со стороны Средиземноморья. Он оказался последним великим царем. Его сыновья и внуки, Рамессиды, были один другого хуже. Диодор говорит о них: «После того как он (Рамсес III - А.Б.) умер, в течение семи поколений царствовали ленивые и занимающиеся лишь роскошью и удовольствием. Поэтому в священных записях не упоминается ни одной сделанной ими постройки, ни одного достойного упоминания деяния». Бездарное правление привело к сокращению производства и тотальному обнищанию народа. Добыча полезных ископаемых (в частности, в Синае) прекратилась уже во времена Рамсеса IV. Прежние колонии в Нубии и Финикии, платившие дань Египту, почувствовали слабину и денежные потоки оттуда начали иссякать, а потом и вовсе закончились. В правление Рамсеса IX засвидетельствованы судебные процессы над гробничными ворами. Люди, доведенные до отчаяния голодом и нуждой, не особенно церемонясь, вскрывали царские погребения в Долине Царей и тащили оттуда все подчистую. Как известно, до нашего времени неразграбленной дошла только гробница Тутанхамона, но и ее во времена Рамессидов однажды пытались обчистить.
Последний фараон XX династии благополучно отбыл на небесные пажити примерно в 1070 году до н.э. Страна немедленно раскололась. На севере, в дельте Нила, на трон вступил царь Смендес (это греческая форма его имени; египтяне звали его Несубанебджед), и он считается основателем следующей, XXI династии. Но вся область к югу от дельты, во главе с религиозной столицей - Фивами, отошла во власть фиванских жрецов, которые фактически были царями этой части Египта.
Первым фиванским царем-жрецом стал некто Херихор.
Многие столетия Египет был могучей империей, властной и надменной страной. И вот могущество ее пошатнулось. Жадность бездарных царьков и борьба за троны подточили некогда сильное государство. От былого величия остались лишь громкие и пустые титулы, напыщенные речи и непомерные понты.
Ни за что не признались бы гордые египтяне в том, что продули все полимеры. К счастью, до нас дошли тексты, в которых вся глубина падения описана вполне очевидно - хоть и косвенно.
Самый любопытный из них, и к тому же не лишенный литературных достоинств - это рассказ о путешествии Унуамона в Библ.
С древних времен священство из Фив совершало ежегодную торжественную церемонию - погружали на ладью статуи божеств и устраивали им экскурсию по Нилу. Обычные египетские ладьи, сделанные из тростника и веревок, для таких целей не годились. Судно должно было быть сделано только из ценнейших сортов дерева - например, из ливанского кедра.
Некий Унуамон, мелкий чиновник из Фив, был однажды отправлен жрецом Херихором в Финикию, в город Библ, чтобы привезти оттуда строевой лес для новой ладьи богов. Херихор, впрочем, не постеснялся подписать приказы и верительные грамоты для Унуамона именем бога Амона-Ра. Просто для солидности.
В дорогу Унуамону выдали небольшое количество серебра и золота, а также маленькую, походную статую Амона-Ра, способную исцелять болезни. Можно предположить, что в основании изваяния находилась небольшая емкость: такие статуи поливали водой, чтобы вода приобрела целебные свойства, а затем собирали ее из емкости и использовали по рецепту. Значение этой статуи во всей истории станет понятным дальше.
Унуамон отправился вниз по Нилу в дельту, в город Танис, где находилась резиденция царя Смендеса и его жены Тентамон. Там он продемонстрировал свои грамоты царю. Вероятно, чтобы выполнить поручение Херихора, ему требовалось одобрение фараона. Впрочем, это было простой формальностью.
- Бог Амон-Ра послал тебя за деревом для ладьи? - переспросил царь. - Ну, кто я такой, чтобы противиться? Езжай с богом!
Унуамона посадили на попутный корабль, шедший в Финикию, и помахали вслед платочком.
Корабли в те времена не были рассчитаны на далекие морские переходы, да и ориентироваться в открытом море было сложно, поэтому мореплаватели предпочитали каботажные плавания, стараясь не терять землю надолго из вида. К тому же, для долгих переходов требовались запасы пресной воды и пищи для команды. Все это делало долгие переходы непростым и даже опасным предприятием. Поэтому корабль Унуамона, вероятнее всего - финикийский торговец, плыл из Таниса не до самого Библа, а в один из ближайших южных портов Финикии - город Дор.
Финикия, как и все восточное Средиземноморье, представляло в те годы настоящий котел народностей. Уже лет 200, как по ее территории туда и сюда перемещались маленькие и большие группы людей, завоевывая города и снова покидая их под натиском более сильных соседей. Совсем недавно (по историческим меркам) к востоку от Дора обосновались предки евреев, называвших эту страну Ханааном. До Средиземноморского побережья они еще не успели добраться, но были постоянной угрозой. Они считали Ханаан собственной вотчиной, которую по недоразумению населяли какие-то ненужные народы, и активно исправляли это недоразумение.
В самом Доре тогда проживал (по недоразумению) народ, который называли не то текер, не то зекер (название сохранилось в других языках, и поэтому несколько варьирует). Именно сюда доставил Унуамона финикийский капитан.
Высадившись с чемоданами в гавани Дора, Унуамон обнаружил, что в дороге его обокрали. Один из финикийских матросов свистнул все его серебро и золото, оставив чиновника без единой копейки.
Возмущенный Унуамон приводит в своем отчете список украденного: 31 дебен серебра и 5 дебенов золота. Сумма, прямо скажем, не особенно внушительная: на эти деньги можно было приобрести одного-двух толковых рабов, но никак не дорогостоящие зарубежные пиломатериалы.
Тем не менее, Унуамон бросился к правителю города и потребовал, чтобы тот нашел вора и вернул украденное.
- Гавань твоя, и юрисдикция твоя! - заявил он. - Вот и ищи! К тому же, сам понимаешь: деньги не мои. Они принадлежат богу Амону-Ра, и Херихору, и Смендесу. А предназначались они князю Библа и другим людям, кому надлежит уплатить за строевой лес. Стало быть - ограблены все эти люди и боги! В твоих интересах, уважаемый…
Правитель Дора несколько оторопел от такого наезда.
- Не понял! - честно признался он. - Тебя ограбил твой собственный матрос, который приплыл с тобой на твоем судне - а я за него отвечать должен?.. А ты наглый малый!.. Но так и быть: подожди несколько дней, а я попробую разыскать твоего жулика.
Унуамон вернулся в гавань и ждал там девять дней подряд. Надо полагать, его не особенно радовала эта задержка - ведь он даже не достиг конечной точки путешествия, а уже крепко сел на мель. На повышение в родных Фивах уж точно надеяться не приходилось.
Наконец его терпению пришел конец. Из Дора в Библ собирался торговый корабль, и Унуамону хотелось отправиться с ним - нельзя было упускать удобный случай. Он снова отправился к правителю города.
- Ты так и не поймал вора! - с порога начал предъявлять претензии Унуамон. - А время не ждет! Мне уже пора в дорогу!
Возможно, правитель Дора был мягкотелым и миролюбивым человеком, раз даже после этого не прописал наглому иностранцу плетей. Но у меня есть подозрение, что Унуамон немного преувеличил в отчете свою храбрость. А заодно приписал правителю следующие слова:
- Ни слова больше! Отправляйся с попутными кораблями, и я разрешаю тебе взять деньги у капитана и команды, покуда не найдутся украденные у тебя золото и серебро!
У меня есть определенные сомнения насчет того, чтобы правитель Дора санкционировал ограбление собственной команды, но его версию этой беседы история для нас не сохранила. А жаль.
Унуамон немедленно свернул палатку и погрузился на корабль. Капитан и команда были местными, из народа текер. Стоило кораблю отчалить, как Унуамон вывернул матросам карманы и набрал 30 дебенов серебром - ссылаясь на приказ правителя Дора.
- Это возмещение ущерба, - сообщил он ошеломленным морякам. - Не вы меня ограбили в прошлый раз, но ваши денежки я все же заберу в счет украденного. А вы можете вернуться в Дор и поискать там моего воришку. Не забудьте потом вернуть разницу, потому что у меня украли гораздо больше.
И с этими словами сошел на берег в Библе.
Но недолго ему улыбалась удача.
До места он добрался; деньги по большей части вернул; однако оказалось, что никто в Библе его не ждал. Князь Библа, Закар-Баал, когда ему доложили о прибывшем египетском посланнике, отправил тому лаконичное послание:
- Убирайся.
Унуамон, должно быть, закипел от злости, но что он мог поделать? Князь не соизволил удостоить его даже аудиенции! Оставалось только возвращаться в Египет, но как назло, никто из капитанов не захотел брать его на борт. Надо полагать, потому, что Унуамон требовал отвезти его домой бесплатно. Египтянин отправил к князю слугу, попросив выделить ему хотя бы корабль для депортации, и снова получил ответ:
- Убирайся! Сам приплыл - сам и уплывешь!
Двадцать девять дней Унуамон проторчал в гавани, и каждый день от Закар-Баала прибегал запыхавшийся слуга с сообщением:
- Князь приказал сказать: убирайся вон из гавани!.. - и тотчас убегал прочь, уворачиваясь от летящих камней.
Наконец на двадцать девятый день Унуамон нашел покладистого капитана, отправляющегося в Египет. Он договорился с ним и даже успел погрузить вещи на судно, оставив в своей палатке только статую бога Амона-Ра. Ее Унуамон собирался перенести на борт вечером, под покровом темноты, чтобы не позволить финикиянам таращиться на божество.
И вот в этот-то момент к нему в палатку заявился все тот же посланник от князя.
- Князь приказал передать, чтобы ты остался еще на день!
Унуамон швырнул в него горшком с водой.
- Да вы там издеваетесь, что ли? - воскликнул он. - Ты целый месяц приходил с требованием уезжать, а когда я собираюсь это сделать - требуешь остаться? Ты это специально, да? А ночью судно уйдет в Египет, и ты снова прибежишь ко мне утром и скажешь: «Убирайся!»
Но слуга заверил его, что на сей раз все будет по-честному. Капитана корабля тоже задержали в гавани на сутки, и Унуамон терялся в догадках: что же произошло?.. Чего ему ожидать теперь?..
Читать окончание истории Унуамона.
Поддержать автора можно тут. Добавлены реквизиты PayPal.