В цикле произведений Говарда Лавкрафта мифическое существо Азатот было верховным правителем темного пантеона богов Ктулху, среди эпитетов которого присутствовали такие, как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос».
Поэтому, увидев в качестве названия межпланетника Космофлота «Султан Демонов Азатот», я даже не удивился - человечество издревле называли свои самые грозные орудия столь же впечатляющими и наполненными религиозными смыслами именами. Вопрос был всегда, в общем-то, только в знаке данного религиозного смысла.
В конечном счёте броненосец «Три Святителя», плюющийся смертоносными 305-мм снарядами - ничуть не лучше «Мести» (
Revenge) с её 381-мм орудиями.
По крайней мере, во втором случае я не испытываю когнитивного диссонанса от фразы «Три Святителя подвергли обстрелу побережье Зонгулдака».
Ну и, в целом, проще всего, конечно же, абстрактная традиция времён СССР, когда моделям оружия присваивали какое-то нейтральное имя, уже никак не привязанное ни к богам, ни к демонам: «Буратино выжег гнездо террористов».
На войне - как на войне.
Однако, сейчас речь идёт не о названии межпланетника Космофлота (тут уже прерогатива автора книги, а не моя), а об описании его конструкции которая дана в книге грубыми мазками и оставляет нам достаточно простора для творчества и воображения. Ведь, в конечном счёте лавкрафтовский «Азатот» был богом без формы, который как раз и занимался тем, что впитывал страхи и ужасы людей, возвращая им их собственные чувства, но уже усиленные стократно.
И, в конечном случае, именно от нас зависит, какое будущее мы хотим видеть и хотим построить своими усилиями.
Итак, «Азатот».
«"Султан Демонов Азатот". Один из "большой тройки" мощнейших межпланетников Космофлота. Вперёд по курсу - тормозя - извергалась из магнитного сопла реактивная струя белого пламени. Она ослепительно отражалась в диске тонкоплёночного рефлектора, что защищал корабль от теплового излучения струи. За рефлектором тянулась стометровая сетчатая труба термоядерного реактора-пробкотрона, цилиндры топливных баков. Дальше тонкий центральный ствол ветвился пусковыми фермами боевых ракет, эмиттерами и коллекторами капельных радиаторов. На самом носу крутилась гантель жилого модуля»
Первое приближение «Азатота», нарисованное в виде концепт-арта, выглядело вот так:
Более подробно процесс работы над визуализацией
показан в блоге Дмитрия Нарожного, где можно увидеть часть нашей «внутренней кухни», являющейся поиском постоянных компромиссов между иллюстратором (Дмитрием), автором (Робертом) и техническим консультантом и организатором всего этого действа (в моём лице):
Скажу сразу, легче всего рисовать иллюстрации к научно- (и ненаучно-) фантастическим книгам, вообще «не заморачиваясь» на какие-то физические, химические, инженерные или даже логические принципы. Например, в таком стиле была отрисована большая часть кораблей и к классической Дэвида Линча, и к так и не получившей своего выхода в свет «Дюне» Ходоровского:
Это - так и не созданная «Дюна» Алехандро Ходоровского. Как оно летает - непонятно. Но, по крайней мере, красиво и «загадошно».
Ну а это - «Дюна» Дино Ди Лаурентиса и
«Алана Смити». Как оно летает - тоже непонятно. Но, выглядит, как ведро на втором фото.
Однако, в отличии от «Дюны» Херберта, где межзвёздные полёты вообще осуществлялись святым духом спайса и Навигаторов, а посадка на планеты описывалась весьма убого - «Роза и Червь» всё-таки ставит планку некоей разумной реалистичности проектов. В которых процент
уже как-то упоминавшегося мною «недостижимия» (который тут же ушлые комментаторы переименовали в «хрендостаний») будет находится в каких-то весьма ограниченных пределах.
Ну, то есть мы, например, научимся делать длинные углеродные нанотрубки или же помещать атомы металлов в ячейках громадных по нынешним меркам листов графена - и соберём из такого супер-материала (но с известными и уже полученными свойствами) громадный и лёгкий отражающий экран, который будет установлен на будущем «Азатоте» и защитит жилой модуль от излучения термоядерного шнура, обеспечивающего тягу корабля.
Исходя из этого и
опираясь на комментарии моего давнего «научного тролля» Андрея Гаврилова, я и постараюсь популярно рассказать о конструкции возможного к постройке флагмана «большой тройки» Космофлота, на котором Зара Янг и попала к астероидной колонии Рианнон.
Зара Янг. Люди в «Розе и Черве» поменяются гораздо меньше. Проклятие «палеотических эмоций, средневекового общества и божественных технологий» пока что не решено...
Итак, начнём.
Начинать надо с двигательной установки «Азатота». Флагман Космофлота использует для движения термоядерный реактивный двигатель (ТЯРД), основанный на реакции термоядерного синтеза дейтерия и гелия-3 (D+3He), а может быть и ещё более продвинутую реакцию на чистом гелии-3 (3He+3He) . Об этом свидетельствует фраза Зары Янг, брошенная ею главе Совета Рианнона, Гвинед Ллойд: "Венера не стала бы посылать «Азатот» и тратить килограммы гелия-3 только для того, чтобы я гордо отсиживала зад у вас в президиуме."
Выбор гелия-3 и дейтерия в качестве топлива обоснован: скажу, что для условий космоса, пожалуй, только такое горючее и способно в ближайшее время обеспечить истинную независимость человечества и сделать
Плутон доступным если не за неделю, то за месяц полёта. Ну, конечно, до тех пор, пока мы не доберёмся до товарных количеств антиматерии, с которыми и звёзды станут для нас доступными на расстоянии десятков лет полёта, а не сотен и тысяч лет.
Неоспоримое преимущество гелия-3 перед другими видами термоядерного «горючего» очевидна: реакция D+3He даёт всего лишь 5% выхода энергии в виде бесполезных и даже опасных нейтронов, в то время, как реакция, на которую сейчас ориентированы основные усилия учёных, синтез дейтерия и трития (D+T) даёт нейтронов гораздо больше - до 80% от общего энергетического выхода реакции.
Более подробно с недостатками и преимуществами гелия-3 можно ознакомится у глубокоуважаемого
tnenergy, который, в принципе, достаточно полно разбирает существующий уровень нашего понимания и владения сущностью поджига и управления реакцией на гелии-3 с той или иной примесью дейтерия.
При этом нам важно понимать только одно: дейтерий нам нужен только для уменьшения критерия Лоусона для нашей термоядерной плазмы (температура, плотность и время удержания плазмы - вот упрощённое понимение э
того критерия), но, одновременно, ухудшает параметры термоядерного реактора по паразитным для задач ТЯРД нейтронам.
Хорошо, а как нам превратить термоядерный реактор на гелии-3 (с той или иной примесью дейтерия) в необходимый нам термоядерный двигатель (ТЯРД)?
И вот тут мы подходим к интересному факту - судя по всему, наиболее перспективная модель реактора на гелии-3 будет одновременно и ТЯРД!
И называется эта конструкция (а точнее, класс конструкций) открытыми ловушками.
При этом в случае построения конструкции ТЯРД, основанной на открытой ловушке, отпадает промежуточная стадия производства электроэнергии, хотя электроэнергия и получается в виде побочного продукта из плазмы ТЯРД - термоядерную плазму получившейся в открытой ловушке температуры очень легко использовать в виде реактивной плазменной массы, со скоростями истечения, сравнимыми с
уже рассмотренным мною двигателем VASIMR.
Вот краткая классификация открытых ловушек:
Различные типы открытых магнитных ловушек (точками показана термоядерная плазма): а - пробкотрон; б - амбиполярная ловушка (О - длинный центральный пробкотрон, 1 - короткие концевые пробкотроны); в - антипробкотрон (0 - куль магнитного поля, А - осевая щель, В - кольцевая щель); г - многопробочная ловушка.
Открытая ловушка, в отличии от ловушек циклических (токамаков и стеллараторов), используемых сейчас для штурма порога самоподдерживающей реакции D+T, является не замкнутой в тор, а открытой с обеих концов конструкцией.
В России открытыми ловушками занимается Институт ядерной физики имени Будкера СО РАН. Собственно говоря, сама конструкция открытой магнитой ловушки была независимо предложена в 1950-х годах именно советским ученым Гершем Будкером и американским учёным Ричардом Постом.
В англоязычной литературе принцип открытой ловушки носит наименование «магнитного зеркала» (
magnetic mirror), подчёркивая то, что для заряженных частиц термоядерной плазмы магнитные удерживающие поля открытой ловушки становятся своеобразными «зеркалами», между которыми заряженные частицы плазмы мечутся, как между прутьями невидимой клетки.
В США опыты с открытыми ловушками шли все 1960-е, 1970е и 1980е годы, под руководством того же Ричарда Поста, который смог убедить правительство США в необходимости серьёзной поддержки этого направления научных исследований после нефтяного кризиса 1973 года.
Крупнейшей и завершающей установкой в этой серии американских экспериментов стала установка MFTF (mirror fision test facility, «зеркальная тестовая установка термоядерного синтеза»), которая была пущена в 1986 году:
MFTF в момент своей окончательной сборки в 1985 году.
Интересно, что несмотря на успехи и продемонстрированные результаты предыдущих установок американской программы открытых ловушек (2X, Baseball I, Baseball II, TMX) проект MFTF был закрыт не по причине каких-то технических или технологических проблем - его остановили по причине внезапной остановки федерального бюджетного финансирования. Практически готовую установку, которая вполне бы могла продемонстрировать параметры плазмы, сравнимые с параметрами проектируемого ITER, разобрали от практически готового состояния, попутно похоронив 372 миллиона долларов налогоплательщиков.
В общем, как и всегда, рулят не учёные, а финансисты. А народные массы, понятное дело,
думают о конспирологии, как и в случае с катастрофой на «Тримайл-Айленде».
На сегодняшний день действующая открытая ловушка расположена в России, в уже упомянутом Институте ядерной физики имени Будкера СО РАН.
Именно на ней были получены последние
впечатляющие результаты в экспериментах с термоядерной плазмой, которые уже открывают прямую дорогу к строительству самой сложной, плазменной части ITER. По сути дела, сегодня на весьма небольшой и скромной открытой ловушке Института воспроизводятся многие параметры термоядерной плазмы будущего ITER, в том числе и за счёт
массы эффектов открытых ловушек, в частности. за счёт не-Максвелловского распределения энергии частиц.
Открытая ловушка в Институте ядерной физики имени Будкера СО РАН
Как же может выглядеть будущий двигатель флагмана «Азатот», если мы построим его вокруг открытой ловушки?
Дадим слово научным троллям, лжецам и девственникам, которые и в самом деле считают, что «
гравитация - это бессердечная сука»
По сути дела - это открытая ловушка-пробкотрон, которая с одного конца формирует ещё и магнитное сопло, через которое и осуществляется истечение раскалённой плазмы.
Подача плазмы осуществляется слева, магнитное сопло расположено справа, шнур в основной ловушке пробкотрона - слева по центру, пробочные ловушки высокоэнергтических частиц справа по центру, с более мощными магнитными катушками, чем в основном пробкотроне.
Интересно, что это не просто какая-то абстрактная картинка, а визуализация уже
проведенного эксперимента в Институте им. Будкера, так называемой амбиполярной ловушки.
Тут ещё много, с формулами.
Понятное дело, что это принципиальная схема, а реальные магнитные сверхпроводящие катушки (а другие просто не удержат высокотемпературную плазму)
выглядят гораздо более громоздко, включая и массу вспомогательных систем - питания. охлаждения, конструкционные фермы и т. п.
Ну, и, опять-таки, можно снова дать слово дотошному инженеру
tnenergy. который
детально разобрал требования к такого рода катушкам в своём блоге, для того, чтобы представлять, что, скорее всего, труба пробкотрона будет представлять из себя скорее мешанину охлаждающих трубопроводов, баков с жидким гелием для системы охлаждения, станции сжижения испарившегося гелия, силовых шин подвода мегаватт электроэнергии и массы других устройств, которые я ещё разберу в следующей статье.
И, скорее всего, итоговое визуальное безумие будет гораздо больше похоже на экспериментальные американские и российские установки открытых ловушек, нежели на ажурность самой принципиальной схемы.
Главное отличие от земных установок - в космосе всё безобразие с плазмой, криогенными трубами, шинами питания, громадными магнитами не надо прятать в ваккумный цилиндр.
Так выглядят уже даже современные магниты для открытых ловушек. Важен даже не сам размер, а соотношение размеров магнита - и шнура удерживаемой им плазмы.
Ну и, попутно, размер сверхпроводящего кабеля по сравнению с размером остального магнита.
Амбиполярная ловушка «Амбал-М» и её создатели в 1997 году.
Такой двигатель сможет принципиально работать в двух основных режимах, как и уже упоминавшийся мной VASIMR, и в одном вспомогательном режиме, который он тоже сможет включать при заходе в сильные гравитационные поля возле планет, когда нужна не скорость истечения и экономичность всего разгона с минимальным расходом , а дурная «мощность на шнуре», чтобы быстро изменить скорость корабля в сильном гравитационном поле звезды или планеты. Таким образом, у такого ТЯРД будет «три передачи в его термоядерной КПП».
Вот эти режимы:
«Крейсерский режим» / «Пятая скорость» . Истечение только высокоэнергетичный продуктов реакции при утилизации основной плазмы. Тяга порядка десятков миллиньютонов на каждый мегаватт мощности двигателя при удельном импульсе более 4 млн. секунд или же 40 000 км/сек.
Столь малая тяга при столь высоком импульсе удельном подходит для трансзвездных зондов. Пр разумном массовом совершенстве (отношение массы топлива к массе конструкции между 7:1 и 10:1) такой аппарат вполне можно разогнать до скорости в треть световой. Однако время разгона в таком режиме будет исчисляться месяцами и годами. Короче, ситуация как в автомобиле при его движении на пятой передаче, когда его приёмистости вам не хватает на быстрый обгон. Но, в отличии от легкового автомобиля, который вы не сдвините с места на пятой скорости просто в силу сопротивления и трения, в космосе такой режим можно применять в любой момент. Однако в межпланетных, а не в межзвёздных полётах, которые и сами продолжаются максимум месяцами, такой режим может применяться лишь как вспомогательный, для сокращения времени миссии при минимальном расходе топлива, во время полёта в середине пути, после окончания основного разгона и начала основного торможения, которые проводятся на других «передачах в термоядерном КПП»
«Разгон и торможение» / «Первая передача». Истечение смеси основной плазмы и высокоэнергетических продуктов реакции. Такой режим обеспечивает около 0,5 Ньютона тяги на каждый мегаватт мощности ТЯРД, при этом ужельный импульс удельный будет составлять около 500 000 секунд или же 5 000 км/сек. В этом режиме оконечные ловушки для высокоэнергетических частиц пропускают в сопло часть основной гелиевой или гелиево-дейтериевой плазмы и значительно повышают тягу двигателя, при снижении экономичности по топливу и уменьшении скорости истечения и удельного импульса. Режим хорошо использовать для начального разгона и оконечного торможения корабля.
В таком режиме наш гипотетический ТЯРД, просчитанный глубокоуважаемыми научными троллями, будет иметь тягу 170-180 килограммов, расходовать 10 миллиграммов топлива в секунду (из них - не меньше 6 миллиграммов 3He, в зависимости от «обогащения» плазмы), при запасе топлива всего лишь в 5% от массы корабля иметь достижимую скорость в 250 км/сек, что достаточно для быстрого выполнения любой миссии в пределах Солнечной системы, включая полеты к Плутону и даже к трансплутоновым объектам.
Кстати, такая небольшая удельная масса топлива позволяет предположить, что громадных топливных баков как таковых у ТЯРД не будет, поскольку дейтерий и гелий будут храниться прямо в сверхпроводящих катушках магнитной системы - всё равно там нужны охлаждающие жидкости, причём в весьма впечатляющих количествах. То есть, внушительная система охлаждения сверхпроводящих магнитных катушек и топливная система ТЯРД просто составляют вместе единое целое.
При массе всего корабля в 200-300 тонн ускорение будет порядка 10мм/сек2, что примерно равно или несколько больше, чем сейчас у аппаратов с ЭРД. 100 часовая сессия работы ТЯРД будет обеспечивать разгон на 3,6 км/сек. Для разгона корабля до максимальной скорости потребуется общее время работы ТЯРД в 7000 часов или примерно около 290 суток. Что, в общем-то оказывается не совсем удобным для быстрого полёта к Рианнону, ведь "То, что «Азатот» два месяца назад стартовал от Венеры, что он везёт делегата на Совет, давно все знали. Но оказалось неприятным сюрпризом, что делегат - сама Зара Янг."
И тут нам может помочь третий, вспомогательный, но важный режим работы такого ТЯРД. На котором «Султан Демонов Азатот» и обогнал марсианские циклеры, стремившиеся к Рианнону.
«Быстрый разгон» / «Ведущий передний мост». Впрыск в реактивную струю термоядерной плазмы и высокоэнергетических продуктов реакции относительно холодной водородной плазмы. Снижая удельный импульс чуть ли не в сто раз, до 5000 секунд или до 50км/сек, это одновременно увеличивает тягу такого ТЯРД в десять раз, то есть до уровня в 1,8-2 тонны. При этом ускорение возрастает до 0.1 м/сек2, разгон до относительной скорости в 3 км/сек займет всего лишь около 8 часов.
Данный способ может применяться при маневрировании в области полей тяготения - например, при изменении околопланетной орбиты, для ухода с околоземной орбиты через радиационные пояса, для быстрого старта с будущей, уже колонизированной Венеры....
Как говорится - «Поехали!»
Мощность на шнуре - на полную! Открыть инжекторы водородной плазмы! Стартуем к Рианнону.