Заполярный. Город, карьер, комбинат и самая северная ЖД в мире.

Apr 03, 2013 01:39

Для жителей Заполярного: так получилось, что этот пост разошелся по интернету и его прочитало много жителей Заполярного. Я получил некоторое количество отзывов, как хороших, так и не очень. Сразу скажу - если вы прочитали что-то обидное ниже, то извините, я не хотел никого обижать! Мне очень понравился ваш город. Спустя год после описанного в статье посещения города (это было в 2012) я приехал туда еще раз. И обязательно приеду еще! Ниже я просто честно описал то что видел и то что чувствовал в той поездке. Вряд ли это описание можно назвать объективным рассказом о городе, ведь я был там меньше суток.

***

Я долго откладывал написание этого отчета. Когда я сел его писать - понял, что это один из самых трудных отчетов из всех, что мне доводилось писать. Прежде всего из-за собственных ощущений и эмоций. Казалось бы это история всего половинки одного дня. Но по насыщенности впечатлениями, ощущениями, количеству увиденного эти пол дня могут сравняться с целыми месяцами рутинной жизни.

Сначала я думал разбить отчет на несколько тематических частей, но в итоге решил просто описать все в хронологическом порядке.

После пребывания на полуострове Немецком я планировал посетить город Заполярный, находящийся сравнительно недалеко - в 40 километрах от полуострова. Прежде всего меня интересовал карьер, который находится около города. В сети удалось найти всего несколько невнятных фотографий этого карьера. При этом он обещал быть весьма внушительным. После осмотра карьера я планировал сесть на "электричку" до Мурманска. Электричка представляла собой особый интерес, т.к. является самым северным пригородным поездом в мире и едет по самой северной в мире железной дороге(с маленькой поправкой). Так как про карьер информации мне найти практически не удалось, а про электричку я специально особо не искал, то ехал я практически в неизвестность. У меня была только примерная карта, пара точек на GPS и расплывчатые, не самые оптимистичные объяснения одного местного жителя, с которым совершенно случайно удалось поговорить за день до приезда в город.

Как водится, на практике все оказалось совершенно не так, как я себе представлял. В течение для закрадывались все новые и новые подозрения, которые позже подтверждались, разрушая все мои представления. Но давайте обо всем по порядку.




Для начала, давайте взглянем на карту. Я думаю мало кто из читателей слышал о Заполярном ранее, и плохо представляет себе где он находится.

А находится он на Кольском полуострове. На сто километров западнее Мурманска и чуть севернее города-героя.





В каких-то 10-15 километрах от границы с Норвегией. Совсем до недавних пор город находился в погранзоне, но пару лет назад погранзону несколько подвинули и теперь въезд в город свободный.

Градообразующие предприятие - гороно-металургический комбинат. Тут добывают руду, тут же ее и обрабатывают. Давайте посмотрим на снимок из космоса.



Сверху виден сам город. Он совсем небольшой. Южнее, там где дымит труба - обогатительный комбинат. Еще южнее и западнее - виден карьер. Для масштаба - желтая линия = 1км. Внимательный взгляд увидит огромные по площади отвалы в нижней части снимка, которые тянутся далеко вниз.

Примерно этими данными все мои познания на начало поездки и ограничивались. Я не знал насколько доступна территория карьера, легко ли туда попасть, ходит ли там транспорт. Случайно, за день до прибытия в город мне удалось поговорить с местным жителем, который рассказал, что на территорию комбината можно проехать на местном автобусе. Он в двух словах описал как дойти от конечной автобуса до самого карьера, но отнесся скептически к моей идее посмотреть на карьер, что-то буркнув про охрану.

Для начала мне нужно было добраться от полуострова Немецкого до Заполярного. Первые пять километров пешком по старой немецкой дороге, тут без вариантов. Потом мне повезло и я наткнулся на очень хороших людей из города Никель, что чуть дальше Заполярного. Они меня подвезли, попутно показав и рассказав много всего интересного. Про это я когда-нибудь напишу отдельный пост. Я поспрашивал их про карьер, но они не знали подробностей и тоже высказались несколько скептически по поводу его посещения, как мне показалось. В любом случае довезли меня до КПП комбината. Там, оценив обстановку я попросил подкинуть меня до автобусной станции, т.к. КПП не выглядел очень уж дружелюбным.

Итак, я оказался на небольшой площади, являющейся автобусной станцией. Автобусов правда не было. Была маршрутка на Мурманск и еще что-то совсем не подходящее. Я спросил каких-то тетенек про то, где ходят нужные мне автобусы, но они что-то невнятное ответили. Спросил у продавщицы в киоске и она мне подсказала - нужные мне автобусы останавливаются на остановках рядом. Однако ходят они по-разному, в зависимости от графика работ на комбинате. Усвоив это я отправился ждать на остановку. Не помню сколько времени я просидел там, но немало, около часу. Автобуса все не было и не было и у меня уже начали закрадываться всякие нехорошие мысли.

Но вот наконец-то автобус подошел, я в него сел и поехал. Кроме меня и кондукторши в нем никого не было. Мы объехали город и поехали в сторону комбината. Вот то самое КПП. Открывается шлагбаум и я оказываюсь на территории. Подошла кондукторша, проезд 17 рублей. Со ста рублей у нее сдачи не нашлось. Она махнула рукой, улыбнулась и мы поехали дальше. Попутно я спросил знает ли она про поезд на Мурманск, который отправляется ночью с ЖД станции, она ответила, что он должен быть.

И тут я увидел саму станцию. Если честно, я такого не ожидал абсолютно. Я много видел станций, но эта...



Вот она. Маленький голубой домик - это и есть станция. В голове прокрутилось пожалуй уже стандартное "баааа, уже не зря приехал." Автобус тем временем ехал дальше по территории комбината. В лучах закатного солнца возвышались гигантские отвалы породы. Виды во все стороны были какими-то совершенно сюрреалистичными.





Мы ехали по пыльной дороге вдоль отвалов. Сложно передать все ощущения от того что я видел, но это было очень красиво, особенно при таком освещении!



Но вот, конечная. Я попрощался с кондукторшей и единственный вышел из автобуса. Мы остановились на какой-то большой пыльной площади. Вокруг был какой-то хаос. Дорожки разбегались во все стороны меж промышленных зданий. Какие-то ангары, железобетонные здания всех форм и размеров, трубы, горы камней, железная дорога. Тут мне, по описанию, надо было пойти по некоей дороге в сторону карьера, но я банально не понял, какая из дорог мне нужна и доверился интуиции и GPS. Видок у меня был совсем не похожий на местного - с огромным туристическим рюкзаком. Попадаться на глаза местным во избежание лишних вопросов не хотелось. К моему счастью вокруг практически никого и не было. Пройдя по задворкам каких-то зданий я вышел к железной дороге.



Спустился по лесенке и не знаю куда податься. Карьера просто так не было видно. Но интуиция подсказала, что мне куда-то туда:



И я пошел по ЖД. По сторонам мелькали всякие интересные вещи - шахты:



Техника:



Через некоторое время я вышел на пыльную дорогу для автотранспорта и увидел карьер впереди. Подойдя к краю спустился в него на несколько метров, и расположился на бетонной плите, которая весьма удобно там лежала. Тут меня не было видно, а я отсюда отлично видел весь карьер. Можно было расслабиться, скинуть рюкзак, сесть и посмотреть, заодно выпив чайку из термоса.



Передо мной зияла огромная яма. На фотографиях очень сложно передать размеры, когда нет никаких привязок, но я попробую. Видите отвалы над карьером? Вот они крупным планом:



Ой, там еще оказывается и здания трех-четырехэтажные стоят и копер :)

Взглянем налево - там тоже зияет пропасть, дна не видно.



А сверху также нависают отвалы...



Делаю панораму:


увеличить


Вообще я надеялся, что наконец-то сделаю нормальные фотографии этого карьера, ибо в сети внятных найти не удалось. Но попав на место я понял, что ничего хорошего снять не получится. Солнце светило прямо в глаза, сам карьер был темным и в дымке. Я вообще не думал, что получится из имеющихся фотографий что-то вытянуть, но в итоге получилось намного лучше чем я ожидал.

Карьер необычен тем, что имеет очень крутые стены. Некоторое время назад карьер перестали разрабатывать, т.к. дальнейшая открытая разработка оказалась нецелесообразной. Поэтому перешли на добычу закрытым способом. На краю карьера сияет новенький копер:



Насмотревшись на карьер, попив чайку, я решил выдвигаться обратно. До поезда было еще довольно много времени, но не так много, чтобы смотреть тут что-то подробнее. Кроме того мне надо было купить воды, которая у меня полностью закончилась, так что я даже поесть не мог толком.

Я потопал обратно. Теперь уже терять было нечего, карьер я посмотрел, да и всегда мог сказать что иду на станцию, что было полностью правдой. На обратном пути я увидел карьерный электровоз тяговый агрегат ПЭ2 характерной формы с характерными вагончиками. Рабочим которые суетились около него до меня не было никакого дела.



Помню в детском садике, да и прочих местах любили закапывать вот так вот автомобильные шины и красить в разные цвета. Но все было несколько меньшего масштаба. Автопортрет :)



Я вернулся на конечную, автобус еще стоял, однако я решил дойти до станции пешком, благо не очень далеко. Вскоре автобус меня обогнал, проехал вдоль отвалов и скрылся за поворотом.



Одинокий ЛАЗ. Чем-то этот кадр меня задевает. Пожалуй пришло время рассказать про пыль. Пыль там была везде. Абсолютно. Все дороги были покрыты толстенным слоем пыли. Все вокруг в пыли. Такая мелкая противная пыль, которая лезет в рот, в глаза, всюду. Достаточно топнуть по земле - поднимается целое облако этой пыли и улетает в сторону. По началу это не напрягало, но потом... Впрочем до "потом" мы еще дойдем.



По пути попалось несколько интересных экспонатов:



Местная суровая автобусная остановка. Даже не знаю что сказать. Дальше еще одна будет.



Подхожу к станции.



Панорама в лучах закатного солнца - горловина станции Заполярная:



увеличить


А вот и сама станция. Прямо тут же стоит какой-то здоровый промышленный корпус с трубами. Внутри что-то работает, гудит. Раз в 15 минут раздается громкий рев от какого-то процесса. Людей - никого. Все выглядит так, как будто работает само по себе...
Это однозначно самая суровая и брутальная ЖД станция из всех что я видел, во всяком случае, если учесть то, что она с пассажирским движением.



Напротив расположилось административное здание.



Суровая заполярная Машка. Как то уж очень брутально выглядящая. Пожалуй pid-овская раскраска ей даже в тему.



Станционный домик. Изначально я планировал сдать рюкзак в камеру хранения, купить на станции воды, билет и убедиться, что поезд действительно прибывает, а то мало ли. Когда мы проезжали мимо станции на автобусе, у меня начали закрадываться смутные подозрения :)



Подозрения оказались не беспочвенны.



Заметьте - какого года - не написано :)
На дверях станции висел замок, и ни то что о магазине и камере хранения речи не шло - на станции банально не было расписания. Там вообще ничего не было, даже лавочки.

Тут надо сделать еще одно замечание, о котором я до сих пор молчал. Кроме пыли тут был совершенно адский запах серы и еще какой-то гадости. Это был не такой запах, к которому привыкаешь за 5 минут и забываешь про него. Он был постоянно и очень хорошо чувствовался. Я вообще спокойно к таким вещам отношусь, запахами меня не удивить, но находиться здесь было откровенно неприятно. При всей моей любви к промзонам, технике, брутальности, у меня не было желания там долго находиться.

Время между тем было 8 вечера, а мой поезд приезжал в 0:40, стоял два часа и уезжал почти в три часа ночи в сторону Мурманска. Торчать четыре с половиной часа на этой станции у меня не было абсолютно никакого желания, тем более проблема воды оставалась открытой. В связи с этим я решил немного прогуляться пока светло и съездить в город.

Вид с платформы в сторону города:



С тепловозом ТЭМ2 что на фото произошла очень забавная история, которая мне окончательно вынесла мозг :)
Я решил прогуляться по платформе и вдоль ЖД вперед, т.к. впереди был обрыв и мог быть красивый вид. Дошел я примерно до желтого домика что виден на фото по центру. Иду я вдоль ЖД, поравнялся с тепловозом. Тепловоз маневровый, стоял заведенный и ничего не делал, видимо в ожидании вагонов, впереди ему горел красный через сотню метров. Как только я с ним поравнялся, он тронулся и стал медленно-медленно ехать рядом со мной. Я остановился. И он остановился. Пошел дальше - а он опять рядом со мной поехал. Сложно передать все то, что я в этот момент испытал. Пожалуй тепловоз меня еще никогда не преследовал :)

Обратно он за мной не поехал...

Еще один ТЭМ2 на каком-то подъездном пути.



Над станцией проходит какой-то короб с трубами, а сбоку есть мостик для людей. Оттуда открывается отличный вид на станцию и на сам город, который расположен наверху сопки.



Тот самый тепловоз, что катался за мной:



А вот так выглядит автобусная остановка около станции. Внутри идут толстые трубы отопления. Представляю каково тут зимой...



Еще одна фотография карьерного электровоза тягового агрегата и я отправляюсь в город, на подъехавшем автобусе.



Автобус приехал тот же самый, с той же самой кондукторшей. Как оказалось, в этот день он единственный ходил на маршруте и я его потом еще много раз видел. Народу в автобусе было побольше. Но до меня дела никому не было, хотя я и выделялся из общего вида. Меня это начало немножко настораживать.

Минут за 10 я доехал до города. Спешить было некуда и я решился прогуляться по городу. Сам город небольшой - по сути всего несколько кварталов из пятиэтажек и все.



Все пятиэтажки раскрашены в яркие цвета. Видимо без этого зимой тут будет совсем ужасно.



Впрочем суровый северный климат оставляет на них свой отпечаток.



Так выглядит главная площадь города:



Я купил воды в магазине, нашел в одном из дворов высокий колодец и сел на него. Пришло время подкрепиться. Примерно пол часа просидел я на этом колодце, поедая консервы. Прям напротив меня был подъезд, из которого регулярно выходили люди, да и вообще по двору ходило не мало людей. В основном молодежь сельского вида. Я почувствовал себя невидимкой. Люди проходили мимо меня и даже не смотрели. Я сидел, вертел головой и смотрел на них, а они меня не видели. Если я ловил чей-то взгляд, то человек его сразу отводил.

Меня это впечатлило. Обычно в небольших городах к человеку туристского вида наоборот повышенное внимание. Частенько подходят, спрашивают, кто такой, откуда, начинают за жизнь болтать. А тут - как будто меня нет. Не сказать, что я был этому огорчен, скорее наоборот - я не люблю когда ко меня пристают незнакомые люди. Но это было очень странно.



Тем временем солнце село и пора было выдвигаться обратно на станцию. Я пошел на автобусную остановку, сел, стал ждать. Через некоторое время рядом со мной встал какой-то бородатый дядька с пакетом еды. Я решил, что это какой-то местный алкаш, уж больно типаж был соответствующий. Вскоре он сел, прямо рядом со мной, на лавочке. Я уж подумал, что сейчас точно начнет с расспросами приставать. Но нет. Он сидел тихо-мирно рядом. Меня опять не существовало... Через некоторое время пришел какой-то его приятель, сел рядом и они начали разговаривать. Оба оказались вполне себе трезвыми, адекватными людьми, мои первоначальные представления оказались ошибочны. Они общались спокойно и вполне интеллигентно, без мата. Так, как я сам общался бы с хорошим знакомым. Разговор был про комбинат. Про то как он их достал. Из разговора я понял, что приятель сейчас в отпуске, но недавно ему нужно было съездить на комбинат, оформить оплату отпускных билетов. "Я как сел в этот автобус - на меня такая депресуха сразу накатила... Так паршиво стало..." говорил он бородатому дядьке. Мне их стало искренне жаль. Даже мне было фигово находиться на комбинате при всей моей ненормальной любви к промзоне и прочему техногену. И это летом, а зимой тут морозы под -30 и ветра страшные и полярная ночь. Представляете, когда целый день не светит солнце? И на следующий день не светит. И еще и еще... Это же любой нормальный человек повесится, даже не смотря на весело раскрашенные пятиэтажки.

Но вот приехал все тот же автобус, мы загрузились и поехали. Приехал на станцию - на улице уже темнота. Стало холодно и подул сильный ветер. До прибытия поезда было где-то два часа, которые мне надо было провести фактически посреди промзоны. Я расположился на боковом крыльце станционного домика. Там была какая-то контора, связанная с грузовыми поездами. Сидел там, стало очень холодно. Переоделся - стало лучше.

Комбинат тем временем не прекращал работу. В зданиях что-то гремело, двигалось, постоянно раздавались какие-то звуки. Как внутри какого-то огромного живого, техногенного организма.

Пыль. Как я ее тогда ненавидел! Поднялся сильный ветер и поднял эту пыль. Она летала в свете фонарей, как обычно летает снег в метель. Смотришь на небо, а там эта пыль. Она летела в глаза, в рот, в вещи. Любой предмет который я ставил рядом с собой мгновенно покрывался этой пылью. Надо было поесть. Я поставил горелку прямо на крыльце рдж-шной конторы, вскипятил воды, заварил бомж-пакет с разогретой тушенкой и еще вскипятил воды для чая. Неплохо так разложился я там. Внезапно из конторы вышла тетенька. Прошла в нескольких сантиметрах от меня, ничего не сказав и даже не посмотрев. Опять я был невидимкой. Это уже начинало настораживать. Город зомби...

Ко всему прочему я опять начал сильно замерзать и у меня поднялась температура. Самочувствие было фиговое и уже ничего не хотелось. Кое как я продержался до 0:40.



Время 0:40, поезда нет. Прошло минут 10 и наконец-то вдалеке показался прожектор. Ехала Машка, с ОДНИМ плацкартным вагоном. То что никакой классической "электрички" я не увижу я понял задолго до этого, хотя бы потому, что дорога не электрифицирована. Но я думал, что может быть вариант электрички ведомой тепловозом или пара общих вагонов под тепловозом. Но нет, вагон был всего один и плацкартный.



Я подошел к вагону, и как же я офигел, когда увидел на закрытой двери бумажку "Посадка будет производиться в 2:45". Это было какое-то издевательство. Я мечтал залезть в поезд и завалиться спать, а тут мне говорят что надо ждать еще два часа на холоде и ветру. Я пошел к локомотиву и встал за столбом, который хоть как-то прикрывал меня от ветра с пылью. Надежда была на машинистов. Вдруг пустят к себе в кабину, там должно быть тепло и нет ветра. Да и интересно. Машинисты тем временем что-то делали то в передней, то в задней кабине. Прошло минут 10, они погасили свет и начали вылезать из тепловоза. В респираторах.... Вылезли и ушли куда-то. Я пошел ломиться в вагон и на удачу одна из дверей оказалась открыта. Я завалился в тамбур и лег там на свою пенку. В вагоне было хорошо - тепло, не было пыли и ветра и что самое удивительное - даже не воняло. С улицы доносился приглушенный звук работы комбината.



Чуть-чуть подремав я проснулся и подумал - а какого собственно фига я торчу в тамбуре. Открыл дверь на улицу, чтобы в последний раз взглянуть на Комбинат и вдохнуть серный запах. Затем пошел в вагон и завалился там на полку спать. В вагоне была абсолютная темнота и кроме меня пара человек(поезд стартует с предыдущей станции - Никель). Я завалился спать, поставив будильник на 2:45. Проснувшись в это время я пошел к проводнику. Ко мне вышел совершенно заспанный дядька, которому я сказал что сел через заднюю дверь, на что он зевнул и на этом разговор был закончен.

С чистой совестью я завалился спать. Я мечтал проехаться по этой железной дороге и посмотреть, что она из себя представляет. Дело в том, что это самая северная железная дорога в мире (пару лет назад газпром на Ямале с горем пополам открыл свою ведомственную ЖД, так что этот статус был утерян) и самый северный пригородный поезд в мире. Путь длиной около 150 километров поезд едет 9 часов. Едет по полной глуши в тундре, между сопок и озер. Я до сих пор не представляю как они умудрились там ЖД проложить, т.к. параллельная автомобильная дорога по которой я ездил очень сильно петляет и меняет высоту.

Кроме того, дорога известна своей заснеженностью зимой. Достаточно посмотреть на эти снимки (честно найдены в интернете):











Но увы, после тяжелого дня, после многочасового ожидания на холодном ветру и с температурой я был совершенно не в состоянии делать что-либо кроме как спать. Через некоторое время поезд тронулся. Минут десять мне удавалось поглядывать в окошко. Там, в темноте возвышались фантастические огромные черные отвалы породы. Вскоре сон одолел меня и я уснул. Где-то на пол пути меня разбудил проводник и продал мне билетик за сто рублей от какой-то промежуточной станции. Я опять мигом уснул. Окончательно я проснулся утром, когда мы уже подъезжали на вокзал в Мурманске. К моему удивлению вагон был полон людей. Самочувствие было очень хорошим, усталость и температуру как рукой сняло. Начинался новый день, а большая часть путешествия была еще впереди :)

Кольский полуостров, Карьер, Железнодорожное, Шахты, Путешествия, Сюрреализм, Завод, Промзона, Техноген

Previous post Next post
Up