Не успел я рассказать историю про
белокаменный тоннель, который был откопан спустя много лет ожиданий, как появилась еще одна, не менее интересная история. На этот раз загадкой тоннель назвать нельзя. Знали мы про него уже много лет и много лет пытались его найти. И даже нашли, но спуститься мы не решались.
В отличие от московского водопровода (у которого, кстати тоже
есть множество интересной подземки), появившегося в 1804 году, канализация появилась почти на целый век позже. Исторически нечистоты сливали в канавы, мелкие реки и ручьи. К концу 19 века ситуация стала неприемлимой и было решено обустроить канализацию (что в последствии радикально повысило уровень жизни в городе). Канализация в Москве была запущена в 1898 году. Система труб охватывала весь центр города. Все нечистоты по самотечным трубам и каналам поступали на центральную насосную станцию. Она находится недалеко от нынешней станции метро Пролетарская, на берегу Москва-реки. Историческое кирпичное здание сохранилось до сих пор, там же рядом находится музей воды, крайне рекомендуемый к посещению.
Про историческую канализационную сеть города я в этом посте рассказывать не буду - это отдельная огромная тема. Расскажу я о загородном канале. Поступив на насосную станцию нечистоты проходили первичную очистку - из них удалялся песок и мусор. Далее, с помощью насосов, работавших от паровых машин они перекачивались в напорную чугунную трубу. По трубе они поднимались на несколько десятков метров вверх и попадали в подземный кирпичный канал яйцевидной формы. Канал этот назывался загородным не случайно - шел он далеко, даже по современным меркам - на 8 верст. В него было обустроено 82 смотровых колодца.
Заканчивался канал у Люблинских полей орошения, которые в те времена были действительно далеко за городом около села Люблино. В те времена процесс очистки сточных вод кардинально отличался от
современного. Сейчас огромные объемы воды проходят глубокую биологическую очистку, после чего очищенная и обеззараженная вода сливается в Москва-реку. Раньше же обустраивались поля фильтрации(орошения). По сути это были огромные площади заливаемые канализационными стоками. Сейчас на месте Люблинских полей построен район Марьино, кусочек Люблино и две станции метро :)
Обратившись к карте 1952 года и современной, можно оценить размеры этих полей.
А выглядело все это так:
Подозреваю, что ароматы там стояли знатные. Сейчас от полей ничего не осталось кроме названий - до сих пор существуют улицы Верхние поля и Нижние поля, а местность выглядит так:
Вернемся к каналу. Фотография ниже показывает место где заканчивался подземный канал. В этом месте была обустроена круглая камера и сточная вода растекалась в разные стороны на поля.
Как я уже говорил, канал был кирпичный, яйцевидного сечения и имел высоту в просвете 5 футов, 4 дюйма, тоесть чуть больше чем полтора метра. Не самый высокий, но не такой уж и маленький, а учитывая протяженность, канал, конечно представляет интерес с точки зрения изучения московской подземки, являясь одним из самых протяженных полностью кирпичных тоннелей Москвы.
Получив про канал достаточно подробную информацию в 2010 году, мы с
undergroundfoto принялись его искать. Мы не знали, действует он или нет, насколько он сохранился и в каком сейчас состоянии. Во время прогулок по городу были пройдены несколько десятков километров и поднят далеко не один люк. Канал был найден в двух точках. В первой точке он был затоплен какой-то неподвижной белой жижей наполовину, что совершенно не способствовало желанию туда спускаться, потому что это как минимум
опасно. Во второй точке был относительно неглубокий кирпичный колодец со сгнившими скобами. На дне тек небольшой ручеек воды. Было решено туда вернуться с лесенкой. Время тянулось, но через некторое время мы все-таки собрались и приехали на место. Открыв люк мы увидели совершенно непроглядный туман, услышали сильный журчащий поток внизу и почувствовали соответствующий запах. Канал вовсю действовал. Желание спускаться туда сразу же пропало. С тех пор канал был отложен в долгий ящик, как и множество других канализационных исторических сооружений, которые найдены, но исследование которых не представляется возможным.
Однако, недавно мы заметили огромную стройку как раз в районе прохождения канала. Несколько недель мы ждали, когда строители наконец-то докопаются до канала и, в один прекрасный день это произошло.
Это очень крутое чувство, когда экскаватор посреди ровной дороги начинает копать яму и через некоторое время докапывается до кирпичного свода, а ты уже знаешь о том, что он там есть и ждешь момента :)
Спустившись вниз мы обследовали пару сотен метров канала.
Он был отключен строителями уже как минимум несколько месяцев. На дне был довольно толстый слой засохшего ила. При всей своей протяженности, канал, на самом деле крайне скучен. Кирпичная, абсолютно однообразная труба на протяжении многих километров. Даже в месте пересечения с ЖД форма канала никак не меняется, в отличие, например, от многих коллекторов подземных рек. Однако, на канале есть одно небольшое интересное сооружение, которое нам посчастливилось найти уже в другом месте, относительно раскопанного строителями.
Это аварийный слив в ручей Граворнов, который ныне имеет совсем другое название ;)
Большинство канализационных каналов (в том числе современных) имеют аварийные сливы в речки. Сделано это на тот случай, если произойдет обрушение коллектора и его надо будет частично отключить (и такие случаи были в Москве неоднократно). Конструкция слива была простая - в канале было сделано небольшое ответвление с трубой. А чуть дальше - камера с закрывающейся чугунной створкой, перекрывающей канал. На трубе была установлена огромная задвижка (в соседней подземной камере), а за ней был обустроен водовыпуск в сам ручей. Канал же пересекал ручей по мосту.
Извиняюсь за качество чертежей, но уж какие есть.
Чертежа чугунной перегородки конкретно для этой камеры нет, но есть чертеж аналогичной, в другой камере с винтовой лестницей.
Сейчас тоннель очень сильно замыт илом и землей. Я обозначил на чертеже примерно уровень заполнения.
Труба и дверца полностью находятся под землей. Впрочем, на этой фотографии с Лизой и
undergroundfoto можно заметить верхний край чугунной створки торчащий из земли слева, весьма удобный для сидения в столь низких условиях :)
Вид в обратную сторону.
Ощущения при нахождении там весьма забавные. С одной стороны, чего уж там скрывать, сооружение не впечатляет своей высотой. Но при этом, сам тоннель уходит очень далеко и кто знает, сколько километров по нему сейчас можно проползти. Поэтому ощущения маленького пространства не создается, оно всего лишь низкое.
Камеру с задвижкой найти не удалось. С крайне большой вероятностью она была уничтожена при убирании ручья в коллектор. Ах да, ручей. Над ручьем был обустроен мост, внутри которого канал представлял собой чугунную трубу, которая вполне себе сохранилась:
Самого моста, конечно давно уже нет, ручей протекает в коллекторе, а сверху находится самая обычная московская улица с виду ничем не примечательная. Однако, некоторые люки на этой улице хранят вот такую историю.
На этом, пожалуй можно поставить точку. Скоро стройка закончится и канал будет запущен вновь. Да, он до сих пор действует. Конечно, он уже давно не является магистральным, однако по нему все также весело плывут какашки, как и 117 лет назад :)
Большое спасибо всем принимавшим участие!
Отличный пост с фотографиями от
undergroundfoto