О поисках интеллигентов под ковром и в горке с хрусталём

Nov 07, 2023 16:54


…И, помните, сколь бы обеспечены ни были нижние слои пирамиды, они всегда будут чувствовать себя обездоленными по сравнению с верхними слоями. Например, бедняки на Авроре в абсолютном смысле лучше живут, чем аристократы на Земле. Но беда в том, что они сравнивают себя ни с ними, а со своими собственными аристократами…

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

Похоже, Анлаззу не дают покоя лавры иеромонаха Илиодора. Интересно, скоро ли он на улицах очкарикам квачом в морду тыкать станет? Его крестовый поход на интеллигенцию всё больше вызывает именно такие ассоциации. Вот, оказывается, кто мещанские ценности насаждал в невинные головые советского народа: взалкавшие старорежимной барской жизни тилигенты, это они своим подлым примером наущали пролетария стены в квартире коврами увешиваить и серванты хрусталями забивать.

Так и хочется сказать «Остапа несло». В своих широкими мазками обобщениями он уже вообще, по-моему, теряет связь не только с реальностью, но и с банальной логикой. Ведь типаж пресловутого интеллигента как массового явления появляется только в 60-е годы, типичный портрет которого - это Шурик из «Операции Ы», голозадый студент, живущий в общаге или в лучшем случае снимающий комнату у какой-нить пенсионерки, часто интеллигент в первом поколении, да и зачастую вообще в первом поколении горожанин. И пресловутый Шурик на стройке впахивал отнюдь не из комсомольского энтузиазма, а потому что жрать хотел - на стипендию можно было в лучшем случае не умереть физически с голоду, но и только. На витаминчики зарабатывать нужно было уже как-то самим. То есть основная их масса вообще не имела никаких ни материальных средств, ни преемственных связей ни с какой дореволюционной прослойкой имущих, с которых могла бы брать и тем более ретранслировать пример престижного потребления.

До состояния инженера Полуорлова из «Старого Нового года», когда хоть что-то можно себе позволить, эта когорта «доросла» вот примерно как раз ко времени съёмок фильма - конец 70-х. При том приток новых кадров в неё шёл постоянно и слова из песенки Гребенщикова «я инженер на сотню рублей и больше не получу» были не эпатажем, а бытовой зарисовкой прозы жизни недавно завершившего учёбу студента, которому какие-то ништяки, позволящие чувствовать себя крепко стоящим на ногах обывателем со слониками на комоде, светили лет хорошо если через десять-пятнадцать. То есть этот типовой Шурик физически не мог диктовать моду на какие бы то ни было модели престижного потребления значительную часть своей как индивидуальной жизни, так и жизни поколения в контексте длительности периодов советской истории, он сам был конечной точкой, реципиентом оных моделей.

При этом Анлазз настолько вольно обращается с терминами и понятиями, что в конечном итоге сложно понять что вообще имеется в виду под интеллигентом. Если попытаться обобщить его писанину, то к ней он фактически относит только высший слой советской художественной богемы и отчасти пресловутого мэнээса, с завистью заглядывавшего в рот «властителям дум». Хотя формально это всякий работник умственного труда. А если подумать и посмотреть внимательнее, то то что часто называют интеллигентом - это работник, не занятый производительным физическим трудом. То есть на самом деле более всего подразумевается та категория, которую принято было называть «служащими». Или говоря прямо, без обиняков - клерки, чиновники. Вот при такой оговорке рассуждения Анлазза обретают некоторый смысл. Правда, совсем не тот, который он тщится представить.

Если говорить громко, в стиле жёлтушных броских заголовков, то широко обобщая в манере Анлазза можно сказать, что транслятором мещанских ценностей и моделей престижного потребления в виде пресловутых ковров и горок хрусталя была сама советская власть. А точнее государственно-партийное чиновничество, от её имени выступавшее. Вот тот слой «работников умственного труда», который был действительно многочисленным и который имел и возможности, и желание транслировать своё видение сытой и счастливой жизни.

Да даже если так подумать: вот насколько был широк слой людей, которые могли бы барстовать сколько-то по взрослому, на широкую ногу среди пресловутой художественной элиты? А точнее, какими путями могли бы они распространять вокруг себя свои модели престижного поведения и потребления? Ведь на самом деле это был очень узкий круг людей, буквально десятки, может быть сотни человек уровня Горького, Толстого или скажем режиссёров типа Александрова и его звёздной супруги Орловой - с ними ведь в принципе большинство населения страны аж никак не пересекалось и судить об их жизни могло в лучшем случае на уровне слухов и делая далеко идущие из косвенных сведений выводы вроде того что если такой-то был в составе международной делегации за рубежом - то наверное не щи лаптем хлебает, а получает суточные в инвалюте и наверняка некисло отоварился.

Зато в дома непосредственного начальства вхожи были всё-таки гораздо более широкие слои населения и представление об уровне жизни директора предприятия или магазина, или какого-нибудь секретаря какого-нибудь комитета, или милицейского начальника, или представителя ещё какой многочисленной чиновной породы, начальствовавших и заведовавших учреждениями с невыговариваемыми аббревиатурами имели часто в непосредственно данных ощущениях. И жена какого-нибудь полковника была куда как более значимой величиной в плане задания местных мод, чем любая звёздная актрисулька.

Сейчас принято смеяться над привилегиями пресловутой «номенклатуры» - под названием которой на самом деле подразумеваются гораздо более широкие слои чиновничества, не обязательно имевшие чин в собственно партийной иерархии, однако перечтите внимательно ещё раз слова из книги Азимова, вынесенные эпиграфом. Ныне как-то принято махать рукой - ну что там та чёрная «Волга» на фоне яхты Абрамовича? Но ведь проблема-то не в абсолютной величине богатства, а самой ситуации социального расслоения, когда декларируется что все животные как бы равны, но некоторые на самом деле ровнее. Вот это собственно и стало причиной гибели СССР и восшествия на престол пресловутых мещанских ценностей. Если родимая как бы народная и как бы рабочая партия тебе врёт всю жизнь, в лице своих представителей тихо куя своё личное мещанское счастье на своих квадратах и сотках, то сложно верить в искренность её заверений о приверженности коммунизму и верить в сами его принципы, а, наверное, надо решать свои проблемы каким-то иным путём. Каковой путь и был избран - за дискредитацией «Светлого пути» его же верными жрецами и бдителями.

Наша так называемая левенькая всё продолжает смотреть глазами на затылке и фантазировать выдуманное лучезарное советское прошлое, ища вдохновение и модели для повторения, в то время как главный урок, который надо бы было вынести: то что та попытка создать общество реального социального равенства удачной не была, нельзя просто так взять и отменить классы росчерком пера и даже пулей в голову особо упёртым представителям прежних правящих классов. Свято место пусто не бывает: на месте прежнего класса образуется новый. И можно сколько угодно исходить истериками и вопить о том, что де «бюрократия не может быть классом» или о чём-то подобном, но пока что всегда и везде у тех, у кого ресурсы, те, кто волен распоряжаться ими - те и правят и правят в свою пользу, а не чью-то. Чужой дядя никакого вам светлого будущего для вас и за вас не построит, он будет ковать свой личный «коммунизм» в отдельно взятой квартире. И пусть бы разница была бы только на щепотку соли, когда её не хватает на всех, всегда тот, кто может ею распорядиться по своему разумению, будет стоять над всеми остальными - и он на самом деле распоряжается не этой щепоткой, а самими этими остальными. Он ими распоряжается и владеет. А какого цвета он носит трусы и какого цвета флажком машет с трибуны не имеет совершенно никакого значения. Ну а ты дорогой читатель думай - нравится ли тебе целовать чужие жопы и бегать по кругу, аки белка в колесе, а точнее осёл за чужой морковкой.

image Click to view

перечитывал пейджер много думал, мысли вслух, поток сознания, умняк

Previous post Next post
Up