Как я дошёл до жизни такой

Jun 12, 2009 22:19

 
Игорь меня спросил по ходу «бродячего интервью», как я дошёл до жизни такой, что стал бизнес-тренером. Дескать, что и когда случилось, что подвигло меня на карьеру бизнес-тренера? Я рассказал, а теперь вот подумал, что надо бы и в своём блоге поделиться этой историей.

Начинать надо с самого детства. Я уже рассказывал, что преподавание у меня в крови - это семейная традиция длиной в 30 веков. И преподаванием чего-либо я занимаюсь лет с 12 - пионер-инструктор, лектор, репетитор, автор учебных материалов, преподаватель, разработчик дистанционных курсов, тренер по рукопашному бою...

Путь к бизнес-тренерству как таковому был довольно извилистым. Ещё с 1995 года я пишу статьи для журналов и газет - сейчас я в основном о бизнесе пишу, а начинал с тематики боевых искусств и компьютеров. Публиковался практически во всех российских журналах тех лет, посвящённых боевым искусствам или оружию.

А профессиональных рекламщиков в России тогда толком не было. Не выросли ещё. И рекламные тексты обычно заказывали журналистам. Вот меня и заметили и стали приглашать для написания или доработки рекламных текстов. Так я из журналистики пришёл в рекламу.
  • Но это была подработка, а работал я тогда ещё программистом. Я вообще по первому образованию программист (если у Вас в компьютере когда-нибудь Pentium II стоял, то считайте, что Вы со мной уже заочно знакомы - я был в команде разработчиков), по второму - тренер по боевым искусствам, а рекламно-маркетинговое образование у меня уже третье.
Вскоре стало понятно, что если в бизнесе другие вещи не слава богу, то одной рекламой делу не поможешь. Например, сработала реклама, приходит человек в магазин - а там сидит толстая продавщица советской закалки ("вас много, а я одна - не мешайте мне работать"), ногти пилкой полирует и лениво так через губу цедит: "Ну, чё надо?" А клиент мой потом недоволен: если продаж нет, значит реклама не сработала! Поэтому в дополнение к рекламе стал клиентам советы давать, что в самом бизнесе стоит изменить или исправить.

Ну а поскольку клиенты в основном были из числа малых бизнесов - магазины, частная клиника, небольшие офисы, мелкий импорт, кафе и т.п. - то и приёмы приходилось подбирать из числа незатратных и простых ко внедрению. Поэтому я до сих пор на партизанском маркетинге и специализируюсь. Хотя теперь уже и с банками доводится работать, и с сетями.

Дальше устроился я на работу в стартап-фирму "AccordNet" - классический "гаражный" стартап, как в книгах про Apple или Hewlett-Packard описывают. Работали чуть ли не на коленке (например, первым веб-сервером служил домашний компьютер директора), успешное завершение проекта отмечали, заказывая пиццу... Только, за отсутствием в Израиле гаражей, три стола в съёмной квартире. Эрез - владелец, руководитель и финансист, Мири - графический дизайнер, и я - программист. Запускали разные проекты - каталог с поисковиком, платформу для конкурсов... но это всё в итоге не пошло.

А вот что пошло - так это первая в мире тематическая баннерообменная сеть HyperBanner. Хорошее было время в 1997 - ещё можно было в Интернете сделать что-то "первое в мире".
  • В немногих существующих на тот момент баннерообменниках эффективность рекламы была ниже плинтуса, потому что реклама сайта для рыболовов крутилась на сайтах для автомехаников, на порносайтах, на иноязычных страницах и т.п. - в общем, видел эту рекламу кто угодно, только не целевая аудитория. А в нашей системе баннеры для рыболовов показывались бы только на других сайтах, связанных с рыбалкой: на сайте магазина удочек или на сайте о повадках рыб. Это в десятки, в сотни раз поднимало эффективность рекламы.
Первым делом запустили с моей подачи баннерообменник для сайтов о боевых искусствах, на нём обкатали технологию, затем открыли баннерообменник для израильских сайтов, для сайтов хай-тек фирм, для российских сайтов и т.п. Этот проект потом был продан американцам, если не ошибаюсь, за 9,000,000 долларов - да только мне ничего не досталось, неопытный ещё был, не оговорил с начала долю в бизнесе - и до сих пор существует под названием BPath.

Маркетолога в проекте не было - откуда взять на него деньги? Так что руководитель занимался привлечением финансирования, а мне пришлось взять на себя привлечение пользователей в наши проекты. Тогда-то предыдущий опыт малобюджетной рекламы и пригодился - работать приходилось без бюджета вообще. Вирусный маркетинг и прочие способы дешёвой рекламы в Интернете я тогда здорово освоил.

Потом у меня был период в жизни, когда я пару лет вообще на ставке не работал, "искал себя", пытался профессию сменить. Сперва в неформальную педагогику хотел податься. Потом поступил в Академии Рекламы и Копирайтинга, чтобы научиться рекламу и маркетинговые акции делать профессионально, подумывал в рекламное агентство работать пойти. А в свободное время запустил свой проект - дистанционный курс журналистики.

Тут тоже своя история. Я, когда только начал для журналов писать, пытался какие-то короткие курсы для журналистов найти. Да так и не нашёл, самому пришлось учиться, книги читать, тексты писать и переписывать, с более опытными авторами советоваться. Научился, пошли публикации в России, потом в Израиле, в США... А в 1998-м, после дефолта в России, несколько моих друзей столкнулись с финансовыми сложностями - и я их стал агитировать писать для западных журналов. Начал рассказывать в переписке, что да как... Потом смотрю - собрался уже небольшой курс лекций.

А я же помню, как сам такой курс когда-то искал, а найти не мог. Тут меня и осенило - доработал я эти лекции и стал предлагать обучение журналистике для начинающих. Особо дизайном не заморачивался, открыл страничку на бесплатном сайте и стал людей на курс приглашать. Тут весь предыдущий опыт пригодился - и как рекламу написать, и где её в Интернете поместить бесплатно, и как переговоры вести, как на вопросы отвечать, как с рассказом о себе в газету или журнал попасть...
  • По нынешним меркам эта страничка выглядит жутко, но сделайте поправку на 10 лет - для 1999-го года это вариант не худший. А главное, она работала.
Сперва тяжело было - мало кто готов был у неизвестного преподавателя учиться. Многие на слово не верили. А потом у первых учеников пошли публикации в газетах, в журналах, одна дама даже денежную премию за лучшую статью года получила. Так что появилась возможность показать новым ученикам реальные успехи предыдущих, сказать: "Посмотри в библиотеке такой-то журнал за такой-то месяц. А если сомневаешься, то свяжись с автором и попроси его рассказать о курсах". Это снимало опасения.

Да и сам я за это время профессионально вырос, публикуясь сам и обучая других. Успел даже какое-то время поработать вторым редактором в компьютерном журнале "iNTERface", в котором ранее печатался, а также провести свой курс вживую в школе журналистики при газете "Вести", крупнейшей русскоязычной газете Израиля.

А потом подвернулся человек, который сказал: "Александр, а зачем с одним курсом на бесплатной страничке возиться? Тут же никакой перспективы. Если у тебя станет вдвое больше учеников, это уже будет твой потолок, больше тебе просто не поднять. Давай сделаем следующий шаг, создадим учебный центр, запустим много разных курсов, разовьём бизнес дальше". И запустили мы с ним проект Kursy.Ru - центр краткосрочного дистанционного обучения.

Дмитрий в бизнесе куда больше моего понимал, он тогда как раз на MBA учился, и я от него много полезного взял. Но в компьютерах он был полнейшим чайником, так что первичный запуск проекта на мне был практически полностью - концепцию продумать, домен подобрать, первый вариант сайта сделать, хотя бы первых преподавателей пригласить, "работу без офиса" наладить - а потом Дмитрий у руля встал, я же проект ещё несколько лет сопровождал как "приходящий маркетолог", рекламировал учебный центр всячески, привлекал людей, статьи о нём в газеты и журналы продвигал, ссылками менялся, контекстную рекламу запускал... много всего было.

Ну и курс журналистики я там продолжал вести, конечно. Многим помог начать публиковаться - достаточно отзывы о результатах глянуть. Потом добавился курс по поиску информации в Интернете... а спустя пару лет я курс журналистики передал на ведение другому преподавателю (пакет лекций остался моим, а разбор практических заданий делает преподаватель), а сам запустил другой курс, маркетинговый: "Партизанский маркетинг. Скрытые возможности Вашего бизнеса". И некоторое время обучал людей приёмам малобюджетного маркетинга - по переписке, через Интернет. Плюс всё это время я продолжал малые бизнесы консультировать по рекламе и продажам.

Тут надо добавить ещё одну деталь. Много лет я был большим домоседом, даже в соседний город выбирался со скрипом, а за пределы Израиля с 1990-го и до 2004-го года вообще не выезжал. До моря полчаса на автобусе - зачем за границу ездить? Поэтому дистанционное преподавание и дистанционное же консультирование - это было как раз то, что мне подходило на тот момент. Но потом я из-за игры "Что?Где?Когда?" начал ездить за границу. Сперва наша команда выиграла телевизионный чемпионат Израиля "Чеширский кот", в качестве приза мы получили турпоездку в Чехию - и я обнаружил, что поездки могут не только напрягать, но и доставлять удовольствие.

А потом наша команда стала выезжать на чемпионаты мира (кстати, неплохо выступали - один раз стали вице-чемпионами мира, другой раз - бронзовыми призёрами). И вот когда я ехал на чемпионат, моя давняя приятельница Людмила Лунькова, президент Московского Клуба Предпринимателей, предложила мне выступить на одной из встреч клуба с лекцией о малозатратном маркетинге. Выступление прошло "на ура", в зал человек 80 набилось, пустых мест не было, даже на подоконнике, помнится, кто-то сидел.

И вот после этого выступления я понял, что можно не только через Интернет учить, но и живые семинары проводить. Вернулся домой, материалы дистанционного курса под живую лекцию переработал - и стал в Россию с семинарами приезжать. А потом и в Украину, и в Казахстан, и в Азербайджан, и в Чехию, и...

К тому же владелец учебного центра тогда хорошую работу в Австрии со своим MBA нашёл, проект развивать прекратил (так что сейчас учебный центр переживает не лучшие времена - но ряд курсов проводится, в том числе и курс журналистики). А я, когда начинали, по глупости долю в бизнесе опять себе не выторговал - второй раз наступил на те же грабли. Поэтому я пока тоже от сотрудничества с проектом отошёл. Нет смысла идеи предлагать, если их никто не внедряет. Будут развивать проект дальше, позовут - наверное, вернусь "приходящим маркетологом". Ну а сейчас я сосредоточился на бизнес-тренингах и консультировании как основном своём занятии.

Такой вот извилистый путь привёл меня в бизнес-тренерство. А уж что брать за точку отсчёта - то ли лектории в кинотеатрах в 1985-м году, то ли написание рекламных текстов и консультирование с середины 1990-х, то ли раскрутку проектов без бюджета в конце 1990-х, то ли обучение рекламе и маркетингу у лучших в Израиле специалистов-практиков в 2000-х, то ли начало преподавания партизанского маркетинга дистанционно в 2003-м, то ли первый живой мини-семинар в 2005-м... это уж думайте сами :)

О себе, Работа тренера

Previous post Next post
Up