<< Начало тут Прайминг сознательный и бессознательный
Прайминг может быть сознательным или бессознательным. Или, иначе, осознанным или неосознанным.
Можно управлять поведением людей в ситуации выбора за счёт предварительной подготовки с помощью рациональных аргументов. Это, например, часто делают адвокаты, постепенно подводя судью или присяжных к нужному мнению. Много примеров на эту тему можно найти в судебных выступлениях знаменитого российского адвоката Плевако.
Например, когда одну торговку судили за то, что накануне религиозного праздника она не закрыла магазин после положенного времени (как того требовал закон), Плевако пришёл в зал суда с небольшим опозданием, и в ответ на замечание судьи сказал: «У Вас на часах, Ваша честь, двадцать минут одиннадцатого? А на моих только пять минут. А у Вас, господин прокурор? Четверть одиннадцатого? А у секретаря?» После того, как судья убедился, что часы у всех показывают разное время, Плевако закрыл дело всего одной фразой: «Если уж мы - ответственные, образованные, важные люди - не можем выставить свои часы точно, то неужели мы осудим за то же самое простую лавочницу?»
Бывает же прайминг бессознательный, когда человек ни до, ни после не осознаёт, что на него было оказано влияние. Едва ли хоть один из сотни футболистов, которым доводилось бить по воротам Планички, поверил бы в то, что брошенная кепка вратаря управляла его поведением.
Бессознательный прайминг может осуществляться с помощью подбора слов или картинок, вызывающих в мозгу жертвы нужные манипулятору ассоциации.
Прайминг управляет интеллектом
Я уже рассказывал сегодня об эксперименте, где способность студента решать задачи усиливалась или ослаблялась всего лишь безобидным разговором о жизни профессора или о жизни футбольного болельщика. А вот ещё более жестокий эксперимент:
В университете выделили студентов, которые вышли из какой-то проблемной группы. Негров, людей с судимостями, бывших наркоманов и т.п. И разделили их на две группы. Одна просто проходила письменные экзамены, а студентов из второй группы перед экзаменом преподаватель спрашивал «Ты ведь родом из Гарлема (сидел в тюрьме, принимал когда-то наркотики), верно?» - и только после этого выдавал листки с заданием.
Вторая группа гораздо хуже справлялась с заданиями экзамена, причём совершенно неважно, по какому предмету был экзамен. Напоминание о неблагополучном прошлом мгновенно переключало мозг студента на мысли о своих проблемах, недостатках и слабых сторонах, и это подрывало его уверенность в себе, а как следствие - способность решать задачи.
Прайминг управляет агрессией
Ещё в одном известном эксперименте людям сперва предлагали сыграть в игру, где надо было вытаскивать из колоды карточки с разными словами и раскладывать их по игровому полю, а затем, во второй части эксперимента, тем же людям предлагали высказать своё мнение по поводу одного из политиков. Однако половине участников эксперимента подсовывали карточки с эмоциональными, агрессивными словам («убийца», «война»), а второй половине - карточки со словами нейтральными («погода», «переместить»).
В результате высказывания тех людей, которым показывали карточки с эмоциональными словами, оказывались гораздо более агрессивными, резкими и оценочными, чем высказывания тех людей, кто в игре доставал карточки нейтральные. Хотя к политику, которого предлагалось оценить, и даже к политике вообще игра никакого отношения не имела.
Прайминг управляет самочувствием
Ещё интереснее выглядит эксперимент, в рамках которого людей просили в течение 15 минут дополнять предложения, из которых убраны отдельные слова. Однако и тут людей поделили на две группы, одной из которых давали завершать фразы, включающие в себя слова, связанные со старостью («старик», «трость», «дряхлый», «морщины», «дом престарелых», «пенсия», «пожилая») - а другой половине предлагали аналогичные фразы с нейтральными словами.
- Так, первой группе предлагали завершить фразы «Старик переходит улицу по пешеходному ______» и «Пассажир забыл в _______ метро свою трость», в то время как вторая группа получала фразы «Мужчина переходит улицу по пешеходному ______» и «Пассажир забыл в _______ метро свой зонт».
Когда после 15 минут людей выпускали из аудитории, представители первой группы шли по коридору до входной двери гораздо медленнее, чем представители второй - хотя до начала эксперимента они двигались с одинаковой скоростью.
Прайминг управляет интересом
Ещё одно исследование, посвящённое праймингу, показало, что если человек смотрит подряд две видеозаписи - телепрограмму по экономике и выступление кандидата в президенты - в речи политика больше внимания зритель уделяет экономическим аспектам.
Однако если заменить программу по экономике на криминальную хронику, внимание переместится на ту часть речи политика, где он говорит о власти закона. Если в качестве замены выступает фильм о терроризме, то при просмотре выступления политика внимание зрителя уйдёт на рассуждения о национальной безопасности. И так далее.
Точно так же можно заставить людей замечать в большой картине те или иные детали, предварительно поговорив с ними о синих бабочках или о красных яблоках - соответственно, первый человек заметит на картине больше синих элементов, а второй - красных.
Окончание тут >> P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег?
Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» - в феврале 2014 на берегу тёплого моря
P.P.S. Взгляните на
расписание моих ближайших семинаров - Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тольятти, Пермь, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Алматы, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Киев