Я не люблю каркать, господа. Предпочитаю ожидать лучшего. Но где-то с зимы я вижу, что на российском рынке происходят вещи, которые ещё рано называть кризисом, но становится всё труднее и труднее подобрать другое слово.
А в этом году ситуация обострилась. Вот, например,
прогноз от Дмитрия Потапенко, в котором я не вижу какой-то принципиальной ошибки.
Понятно, что в нескольких отраслях прибыли сейчас будут идти вверх. Но это означает, по сути, что дополнительные деньги, которые пойдут в эти отрасли - это те самые деньги, которые недополучат все остальные.
Иначе говоря, практически на каждом рынке сейчас становится меньше денег. И станет ещё меньше. При том же количестве игроков. И это означает одну простую вещь: изрядная часть российских бизнесов не доживёт до весны, а из тех, кто останется, изрядная часть не доживёт до осени 2015 года.
Как учит нас история, во времена резких перемен, когда еды начинает не хватать на всех, выживают наиболее приспособленные. А остальные пополняют собой коллекции музеев: "бивень мамонта", "скелет динозавра", "череп пещерного медведя"...
На российском рынке самыми приспособленными (если не считать госкорпорации) являются две категории компаний.
Во-первых, это крупные компании с западным капиталом и западным же либо обученным на Западе менеджментом. У них и огромные бюджеты ("бог на стороне больших батальонов"), и отлаженные процессы, и компетентая команда управленцев, и эффект масштаба, и толстый жировой слой на случай самой суровой зимы, и поддержка материнской компании.
Во-вторых, это российские федеральные сети. Не так важно, идёт ли речь о сетях магазинов или кафе - у них есть отлаженные процессы и сильные управленцы (иначе бы они не выросли в сеть), у них есть эффект масштаба, и в итоге они более устойчивы.
Если же Ваша компания - да, персонально Ваша - не входит в эти две категории... Тогда Вас ждут непростые времена.
Потому что значительная часть клиентов будет искать низкую цену, а низкую цену без потери прибыльности могут обеспечить либо новые технологии (но это для "больших"), либо эффект масштаба (но это тоже для "больших"), либо отлаженные бизнес-процесы.
А ту часть клиентов, которая выбирает не по цене, нужно будет сперва найти, а потом убедить, что выбрать стоит именно Вас - а для этого нужен хороший маркетинг.
Так что, пока на это ещё есть время, прокачивайте навыки маркетинга и выстраивания бизнес-процессов. Читайте книги, ходите на семинары, обменивайтесь опытом - и внедряйте хорошие идеи в своём бизнесе.
Эти два навыка - отладка процессов и маркетинг - нужны и в "мирное" время, чтобы зарабатывать больше денег и масштабировать компанию. А уж во время спада именно они станут тем, что обеспечит Ваше выживание.
Или не обеспечит, если эти навыки у Вас слабы.
Выживут наиболее приспособленные.
P.S. Ах, да - если Вы не бизнесмен, а наёмный работник, то не думайте, что Вас это не касается.
P.S. Если Вы ещё не читали мою книгу - самое время это сделать. Вас ждут
53 секрета рекламы, 29 приёмов продаж, 54 способа увеличения суммы чека, 41 хитрость работы с ценой, 43 пути укрепления лояльности и 14 способов сокращения издержек - под одной обложкой.
P.P.S. Взгляните на
расписание моих ближайших семинаров Добавить в друзья