May 16, 2018 01:26
Второй раз подряд в нашем междусобойчике засветилось европейское кино восьмидесятых (Польшу сменила Венгрия), и второй раз подряд мне выпала режиссёр-женщина. Марта Месарош не настолько популярна, как Агнешка Холланд, и главные факты её жизни легко можно свести в один коротенький абзац. Однако в единственной рецензии к выпавшему мне в этот раз фильму на сайте КиноПоиск автор, подмечая немногочисленность хороших постановщиков среди лиц слабого пола, недвусмысленно заметил, что и Месарош имеет полное право находиться в списке рядом с Бигелоу, Хитиловой и прочими. Он выбрал для этого идеальное место, ведь "Дневник для моих детей" многими признаётся творческой вершиной Месарош. Во многом биографическая лента стала началом трилогии под маркером "Дневник для моих..." Многих фильмов венгерки нет в сети, да и этот мне пришлось смотреть онлайн, поскольку на торрентах была очень слабая отдача, а время игры поджимает. Первый раз в рамках Рулетки столкнулся с такими трудностями. Между тем, сама Месарош всё ещё в строю - не так давно вышел её новый проект "Aurora Borealis: Északi fény". Сейчас ей 86 лет.
Можно провести ещё несколько аналогий между "Одинокой женщиной" из прошлого тура и сабжем, но лучше, наоборот, остановиться на глубинных различиях. Их, по большому счёту, два. Первое связано со временем действия в картинах. Если Холланд снимала современное кино, в котором поднимала проблемы, характерные для своего поколения, то Месарош отправляет зрителя в пост-военную эпоху, 1947...1949 год. Само собой, политический окрас у венгерки оказался выше. Полноценные вставки документальной хроники (или стилизованные под таковую) с правителями государства, а также постеры с советской верхушкой существуют в фильме как идеальные символы страны, ещё не вставшей на обе ноги после поражения в войне. Признаться, остервенелое повторение фамилии Сталина вызывает раздражение, но если Месарош запомнила ту эпоху именно такой, не мне её судить. Второе же глобальное отличие мадьярского представителя в том, что это целиком и полностью эстетское кино. И дело тут не только в опыте, ведь для Холланд та драма была фактически дебютом, а Месарош до "Дневника" была в индустрии почти 30 лет. Венгерка с повышенной ответственностью подошла к рассказу истории своей жизни. Её киноязык минималистичен, приёмы не претендуют на новаторство, а повествование идёт настолько медленно, что разум в какой-то момент отказывается верить в изменения характеров основных действующих лиц. Одновременно с этим появляется мысль: "О да, я знаю, кому бы понравился этот фильм". Драма лишь на уровне "входящих данных", а по сути арт-хаус. У кого тоже есть знакомые не от мира сего - смело рекомендуйте. Ваш же покорный слуга на статус эстета не претендует и вряд ли будет претендовать в будущем.
Ничего интересного нельзя сказать о сценарии, поскольку он базируется на стандартных для сороковых годов вещах. У всех горе: кто-то потерял родителей, кто-то дочь, кто-то всю семью. В центре этого потока несчастий находится юная Жужи - персонаж, которого Месарош списала с самой себя. Так же, как Жужи, она рано потеряла родителей. Так же, как Жужи, она вернулась в Венгрию после войны жить в приёмной семье. Пожалуй, именно факт биографичности является для фильма ключевым. И с точки зрения того, как сама Месарош отнеслась к съёмкам, и с точки зрения того, как "Дневник" воспринимает сторонний наблюдатель. Тот, кто знает, что эта девочка с томным взглядом и есть режиссёр, только 35 лет назад. Периодически на первый план выходят два других сюжета - мачехи Магды и друга семьи Януша (если в то время вообще было понятие "друг"). И если история Жужи по понятным причинам не может не тронуть души зрителей, то эти, побочные, при тщательном скрытии актёрами эмоций (играют только глазами, даже в сценах ссор и драк) не добиваются поставленных целей. Им не хватает целостности, живости. Вроде и понимаешь умом, что здесь нет ни правых, ни виноватых, но сопереживания... да что там, даже банальной заинтересованности в судьбах героев второго плана нет. Для драмы, пусть только косвенно связанной с войной, это пагубно. Лучшими эпизодами становятся флэшбеки из довоенных времён, где родители главной героини живы и безмерно любят друг друга, а также обилие "фильмов в фильме". Жужи идёт в кинотеатр (главный символ любви, ведь от воспоминаний о маме остались только совместные кинопросмотры), экран которого Месарош демонстрирует нам порой в полном объёме. Непонятно только, эти сцены-миниатюры снимались специально для "Дневника", или это кусочки реально существующих венгерских картин.
Оживлений в периоды коротких вплетений интересных эпизодов мне оказалось недостаточно для того, чтобы по достоинству оценить творение Месарош. Основные двигатели сюжета - мимо, разнообразные беседы, зачастую снятые в бергмановском крупноплановом стиле - тоже. Да ещё и эти постеры с усатым тираном... Эффект от бабушки с трясущимися руками, которая появляется секунд на 5, куда сильнее. Не посягая на актуальность и уникальность ленты, смело признаю, что это довольно хорошее кино не пришлось мне по вкусу по чисто субъективным причинам. И хоть я обрадовался на стадии жеребьёвки, что мне достался не Тарр, Месарош в плане сюжетного развития оказалась также весьма необычным режиссёром. Видимо это что-то истинно венгерское.
Оценка: 6 из 10.