Не знаю, сохранилась ли эта традиция по сей день, но перед Новым 2012 годом сайт КиноПоиск делал обзорную статью, в которой рассказывал об огромном количестве интересных фильмов, что должны выйти в прокат в ближайшие 365 дней. Помню, как аккуратно выписывал себе всё самое приглянувшееся, сидя на паре по теоретической механике. Учёба меня тогда уже мало заботила, а вот увлечение кинематографом захлестнуло по максимуму. Тогда мной было выбрано около 50 картин, некоторые из которых до сих пор посмотреть не удалось. Когда такого же вида статья появилась на сайте ровно через год, мне уже не захотелось ничего выписывать. О самом хайповом и так узнаю, а рядовое всё равно улетучится. Киберпанк “Ева: Искусственный разум” был в той памятной выборке. Вот, 7 лет прошло, а я продолжаю закрывать белые пятна. На этот раз с помощью кинорулетки.
Кике Маильо - испанский режиссёр, который дебютировал ещё в прошлом веке. Ему тогда не было и 25. Пара короткометражек, не ставших чем-то из ряда вон выходящим, и последующий творческий отпуск на долгие 8 лет. Думаю, он удивил даже самых близких людей, когда решил взяться за полнометражку в жанре компьютерной фантастики. Причём не самую дешёвую, по европейским меркам (7 миллионов евро). Масштабность проекта была также подчёркнута наличием сразу четырёх (!) сценаристов, кропотливым кастингом, на протяжении которого из 3000 кандидатур на роль девочки Евы была выбрана Клаудия Вега, а также Даниэлем Брюлем в главной роли. Кто не в курсе - актёр приходится сыном отцу-немцу и матери-испанки, свободно владея обоими языками. Главная национальная кинопремия Гойя отметила фильм в 12 номинациях, отдав победу в трёх. Для испанского кино “Ева” стал значительной вехой, ибо там киберпанк снимают далеко не каждый год. Для мирового же наследия творение Маильо тоже имеет какой-то вес, раз проникло в тур сквозь сито взыскательного отбора организатора. И оттого вдвойне печально было наблюдать за тем, как фильм на всём своём объёме уныло растрачивает свой потенциал.
Даниэль Брюль играет здесь Алекса, известного инженера в области кибернетики. Учёный после 10 лет отсутствия возвращается в родной институт, где он получал образование и недолго работал. ВУЗ специализируется на разработке роботов: на лабораторных занятиях студенты не переливают жидкости из одной пробирки в другую, а голосом управляют металлическими созданиями с искусственным интеллектом. За декаду лет мало что изменилось: на руководящей должности те же лица, в аудиториях по-прежнему читает лекции Лана, бывшая девушка Алекса, а студенты нервно перезагружают своих роботов при первой же трудности в общении. Значительное изменение произошло лишь за стенами храма науки: Лана замужем за Давидом, братом Алекса, и они растят дочь Еву, которой приблизительно 10 лет. Случайно знакомясь с малышкой, Алекс понимает, что она как никто другой подходит на роль внешней оболочки для его новой работы - первого в истории робота-ребёнка. “С рядовой внешностью получится рядовой робот”, - говорит Алекс, продолжая эксперименты с Евой даже после того, как узнаёт, кто её родители. И чем дальше развивается работа, тем больше появляется доказательств того, что Ева - слишком необычная для своего возраста девочка.
С первых же секунд Маильо демонстрирует, что каждый евро из бюджета был потрачен со смыслом. Введением единственного персонажа - кошки Алекса, которую он сам называет первым “свободным” роботом - режиссёр убивает сразу двух зайцев. Он и выстраивает вселенную фильма, в которой жестяные создания уже очень глубоко вошли в обиход людей, и наглядно проявляет работу мастеров по спецэффектам. Что кошка, что последующие появляющиеся в кадре механизмы выглядят отлично. Первые 5-10 минут, когда зритель ещё не знает предыстории героев, а просто погружается в концептуальную эстетику Маильо, очень хороши. Пожалуй, это лучшее, что здесь есть. Приплюсовать можно ещё диалоги Алекса и Евы, по своей сути являющиеся единственным двигателем сюжета. Помимо того, что они чётко выстроены, нужно отметить и актёрское мастерство. Девочка очень эффектна в кадре, с её выбором создатели не ошиблись. Фраза: “Именно это ты бы сказал, если бы мы сейчас были в художественном фильме”, - будто отсылка к Питеру Богдановичу. Как напоминание о всех ярких образах кинодетей из прошлого. Удивительно, но при наличии в эпизоде кого-то ещё, химия между главными героями полностью рушится, и едва ли это было режиссёрским замыслом.
После ровного и правильного введения фильм провисает… вплоть до своей кульминации. Добрый час времени происходит что-то, очень похожее на завязку. Так и хочется спросить в пустоту: “Когда уже всё начнётся?” - а время хронометража тает, тает, тает… Никакого развития персонажей, минимум красивых планов, почти полное отсутствие развития темы взаимоотношения с роботами. Кажется, что из сценаристов лишь один отдавал себе отчёт, что главным жанром “Евы” должен стать киберпанк. Остальные писали мелодраму, оттого значительную часть повествования занимает грустная физиономия Брюля, гложущего себя за долгие годы отсутствия рядом с женщиной, чувства к которой никогда не остынут. Поразительно, но нам так и не намекнут о причинах уезда Алекса из города. Как в драмах бывают “открытые концовки”, здесь мы имеем “открытое начало”. Ни одного флэшбека, всё из серии “додумай сам”. В последней трети фильма наблюдается откровенное наплевательство на кучу сюжетных линий, что заканчивается предсказуемым пшиком в развязке. Трагичный финал не вызывает никаких эмоций из-за безобразного сценария и актёров, которые будто сами не понимают, почему их экранная судьба сложилась именно таким образом. Самым паршивым образом завершается история Давида: за две последних сцены он не произносит ни слова. Вот такие “беззубые” второплановые герои в испанском киберпанке.
Возможно, поклонники жанра найдут здесь кучу отсылок и будут бесконечно восхищены персонажем Льюиса Омара, домашнего робота-уборщика, но на мой вкус из “Евы” не получилось ни хорошей фантастики, ни хоть сколько-нибудь приемлемой драмы. Из-за отсутствия цельности сценарной мысли фильм дробится на мини-эпизоды, из которых абсолютного одобрения заслуживает лишь пятая часть хронометража. Остальное - лишь фон, ведущий в пустоту.
Оценка: 5 из 10.