Тематическая кинорулетка. Зелиг (Zelig, 1983)

Jun 27, 2019 23:49

Меня сложно назвать поклонником Вуди Аллена, но из 15 фильмов, что я у него видел, мне не понравился лишь один - "Мечта Кассандры". Показался каким-то недоделанным, недоосмысленным и совсем не алленовским. Все же остальные оставляли приятное впечатление. Режиссёрские фишки, которые он переносит из картины в картину, мне импонируют, и что касается яркости, индивидуальности, особенного киноязыка - в этом Вуди не откажешь. Только вот то время, когда постановщик лишь обрастал "мясом", для меня откроется лишь в перспективе. Я видел один фильм из семидесятых, один из восьмидесятых и два из девяностых. Уникальный, конечно, режиссёр - вроде и знаю о нём немало, а в приличной компании, коли зашёл бы о нём разговор, пришлось помалкивать. Темой новой кинорулетки стала фильмография Аллена, и мне выпал совершенно уникальный фильм. Скажу больше - он особенный не только в творчестве носатого американца, но и в истории вообще. Я не видел ничего подобного.

Итак, фильм "Зелиг". Я не представляю, как о нём можно рассказать, не затронув его форму, поэтому отзыв будет спойлерным. Но это не тот вид спойлера, после которого вам перехочется смотреть. В какой-то степени знать фабулу в конкретном случае даже необходимо, потому что иначе первые минуты просмотра у вас будет невообразимое количество вопросов, и вряд ли рядом найдётся человек, который сможет на них ответить.



Стартовые титры бесцеремонно заявляют нам, что фильм документальный, и первые вопросы появляются в ту же секунду. Почему я не знал, что Аллен снимал ещё и документалки? И почему их не забанили для участия в нашем междусобойчике? Под тихий закадровый голос, презентующий нам героев, нам показывают Америку двадцатых годов прошлого века. Архивная хроника, лёгкий монтаж. По экрану то и делу мелькают проплешины, говорящие о том, что плёнке не поздоровилось на её жизненном пути, но она всё же уцелела до наших лет. И вот, минуте на десятой-пятнадцатой, в сюжете появляется некто Леонард Зелиг. Человек из той эпохи, наделённый проказой, которую наши современники назвали бы суперспособностью. В присутствии других людей Зелиг становится чертовски на них похож. Без применения грима обретает те же повадки, то же строение тела и даже цвет кожи. И только ты успеваешь задать себе вопрос - что за чертовщина происходит - как понимаешь, что Зелига играет сам Вуди Аллен. Фильм, соответственно, документальный лишь в плане воссоздания эпохи. Далее в сюжет начинают вводить новых персонажей, история раскручивается, и в совокупности ленту можно назвать даже байопиком, ведь абсолютно всё заточено на фигуре Зелига и его борьбе с болезнью. Таким образом, в 1983 году мистер Аллен снял художественный фильм, который от начала до конца выглядит как документальный, но не про свою эпоху, а про события полувековой давности.

Можно долго рассуждать о художественных эффектах, ловкости монтажа и прочих фишках, с помощью которых Аллен добился аутентичности, и события, показанные здесь, действительно выглядят как очень старые. Доходило даже до того, что плёнку вручную мяли и топтали ногами, лишь бы "состарить" картинку. Но более всего меня покорили две другие вещи. Во-первых, это небольшая куча из произведений искусства, записанных и снятых специально для фильма. Несколько песен про Зелига (в стилях джаз и ду-уап), а также пара эпизодов для художественного фильма, снятого по мотивам его жизни. Да, вы всё правильно поняли. В документальном фильме о человеке, которого никогда не существовало, и который на самом деле документальным не является, показывают кусочки художественного фильма о нём. Какой-то симулякр в квадрате. И смотрится это просто восхитительно. Второй же момент - короткие интервью, в которых современники, уютно устроившись в креслах, рассказывают о своих пересечениях с Зелигом. Актёры (ни одного знаменитого среди них нет - возможно, просто люди с улицы), которым уже за 70, перед камерой придумывают истории, что потенциально могли бы с ними случиться 50 лет назад, о выдуманном герое. Причём почти у всех из них есть "прототипы" в основной сюжетной линии. У меня просто разрывается мозг от подобной рекурсии. Очень находчиво, очень талантливо. И непередаваемо смешно. Форма "Зелига" меня просто покорила. Повторюсь, ничего подобного мне в руки не попадалось. Можно вспомнить Форреста Гампа, который с Джоном Ленноном интервью давал и с вьетнамцами воевал (Зелиг также появляется в кадре рядом с Чарли Чаплином и разными красавицами той эпохи), но Земекис снимал всё же драму с элементами трагикомедии, в то время как фильм Аллена - чистая комедия. Каждое слово и каждый спецэффект в нём направлен на то, чтобы рассмешить зрителя. Уникальный стиль и нетривиальное чувство юмора помогли Аллену создать фильм если не шедевральный, то точно выдающийся. И я бы советовал познакомиться с ним всех, кто любит неординарные жемчужины кинематографа.

Напоследок, настоящий спойлер. Лучшая шутка фильма, за авторством врача-психиатра:
"Мне нужно вернуться в город. У меня очень интересный случай. Я лечу две пары сиамских близнецов с раздвоением личности. Мне одновременно платят 8 человек".

Оценка: 8 из 10.
Previous post Next post
Up