Тематическая кинорулетка. История Элли (Darbareye Elly, 2009)

Sep 18, 2019 10:51

Пробежался глазами по списку всех иранских фильмов, что я смотрел - радужная картина. Средний показатель держится на более чем приятном уровне в 7 баллов, и, исключая "Другую сторону ветра" (экспериментальный проект, по сути ничего общего с иранскими деятелями культуры не имеющий), ни одному фильму я не поставил отрицательной оценки. Неудивительно, что когда я увидел в списке будущих тем для Рулетки иранское кино, рука сама собой потянулась поставить "лайк". Тридцатый, юбилейный выпуск под предводительством гениального altereos пришёл к нам, чтобы народ полюбил кинематограф этой, с одной стороны, прекрасной, а с другой чересчур консервативной страны. Как самый яркий пример - недавний фильм "Такси" Джафара Панахи, который режиссёр был вынужден полностью снимать внутри своего автомобиля. Дело в том, что признанному мастеру дали 20-летний запрет на съёмку за его антиправительственную деятельность, и теперь он должен быть сверхаккуратен, дабы не попасться в руки кровавой гэбни. Даже дополнительное освещение применять было нельзя, иначе полиция могла бы что-то заподозрить. Небезынтересное кино получилось, к слову. Мне же в этот раз досталась драма уже любимого Асгара Фархади, автора главного фестивального иранского хита последних лет - "Развод Надера и Симин". "История Элли" - его четвёртая полнометражная работа, вышедшая за 2 года до всемирного признания.



Герои фильмов Фархади - обычные иранские люди, попавшие в неприятности из-за собственных ошибок, несчастного случая или трудностей жизненного уклада в своей стране. При этом параллельно развиваются два сюжета. Бытовой, суть которого сводится к тому, как герои будут выпутываться из сложившейся ситуации, и психологический, основанный на противопоставлении полов. "Как думает мужчина?" и "Как думает женщина?" - два вопроса, идущие лейтмотивом сквозь всё творчество режиссёра. При этом очень массивную долю хронометража занимает завязка, в которой, помимо знакомства с персонажами и подводки к ключевому твисту, даётся очень много информации, что сначала не покажется вам интересной, и это будет большой ошибкой. Фархади нужно смотреть чуть ли не с карандашом в руках, как матёрый триллер, не упуская из виду деталей. Или совершать повторный просмотр, после которого уж точно ответы на все вопросы появятся и приоритеты расставятся. Первый акт "Истории Элли" длится почти 40 минут, поэтому кратко описать сюжет не так-то просто. В начале фильма не происходит ничего сверхъестественного: несколько семей и учительница по имени Элли поехали на уик-энд отдохнуть к морю. Загвоздка в том, что в Иране не принято звать с собой на отдых практически незнакомых тебе людей, а главная героиня именно из таких. Компания даже не знает её полного имени. Во взглядах счастливых, наконец выбравшихся на природу людей то и дело читается недосказанность, недоверчивость к нежеланному члену группы. Со временем Элли, которую по факту позвали в своднических целях, сама понимает тяжесть сложившейся ситуации и уже собирается домой, как вдруг случается большая трагедия. В одно мгновение меняется мировоззрение каждого члена компании, а то и дело всплывающие подробности из жизни красавицы дают истории всё новые и новые толчки для развития. Обеспокоенные выражения лиц на постере как бы сами собой намекают, что в финале всем не поздоровится.

В этом фильме есть всё, за что я люблю Фархади. Потрясающей красоты женщины Голшифте Фарахани и Таране Алидости, на которых можно смотреть вечно. Причём играют тоже здорово. Лихо закрученный сюжет, который во второй половине так обрастает "мясом", что голова начинает кружиться. Режиссёр написал сценарий сам, основываясь на книге Азада Жафарьяна (единственный раз, когда писателя экранизировали в полном метре). Абсолютная аутентичность, позволяющая на два часа будто самому стать членом этой группы обеспокоенных людей. Агрессивная операторская работа с широким применением ручной камеры: когда герои, например, бегут в море, оператор будто бежит вместе с ними, а когда мирно сидят в доме - камера на штативе. Но есть и две вещи, которых в других лентах Фархади я не замечал. Во-первых, это прекрасно показанная страна. Из фактов на КиноПоиске: "фильм не включили в программу как минимум одного фестиваля в Японии из-за того, что Иран в нём показан совсем не таким, каким его представляют большинство иностранцев, особенно из стран Запада". То есть обычно его ассоциируют с другими вещами. Во-вторых, и эта идея привела меня в восторг при просмотре, уникальный язык тела каждого из актёров. Тем, кто посмотрит "Историю Элли" в будущем, я предлагаю сыграть в небольшую игру. Перед тем, как начать просмотр, щёлкните курсором в абсолютно рандомную точку на полосе перемотки. Если в кадре окажется хотя бы один человек - опишите в нескольких предложениях его эмоции, основываясь на том, как он стоит и смотрит. Когда во время просмотра вы дойдёте до этого момента, сами удивитесь, насколько были правы, ещё не зная ничего о герое(ях). Актёры здесь удивительно органичны, порой без слов они выражают целую гамму чувств. Мало кто из современных постановщиков требователен к языку тела своих подчинённых также, как Фархади.

Замечательная тема Рулетки подарила мне одного из лучших представителей игры за всё время моего участия. Посмотрел вчера вечером, а сегодня встал пораньше, чтобы до работы успеть пересмотреть некоторые упущенные моменты. Это уникальная драма с элементами триллера, которая и по форме, и по содержанию почти ни в чём не уступает голливудским образчикам жанра. В отличие от более поздних фильмов Фархади, в России о нём знают только синефилы и пропитые киноманы, поэтому мой долг посредством этого текста порекомендовать "Историю Элли" всем читателям этого блога и случайным прохожим. Меня же, уверен, ждут приятные открытия в оставшейся фильмографии иранского профессионала.

Оценка: 8 из 10.
Previous post Next post
Up