Кинорулетка от
altereos подошла к концу. На протяжении почти трёх с половиной лет Алексей пытался заразить нас хорошим кино, и за это он заслуживает низкий-низкий поклон. Я один из немногих, кому удалось поучаствовать во всех раундах, коих было около 30. Вот, кстати,
мой первый отзыв. Пусть ваш покорный слуга заслужил среди участников игры статус брюзги, которому сложно угодить, ни один из запусков нашего междусобойчика я не буду вспоминать с негативом. Прежде всего, благодаря сверхудачному формату. Смотреть и писать - это неплохо, но оценивать чужие тексты и следить за ходом голосования мне, как большому любителю спорта, порой было намного интереснее, чем собственное участие. Изначально я выбрал весьма тривиальный концепт отзыва и практически никогда от него не отходил. Подводка - немного о сюжете - мнение - выводы. Это не тянет на полноформатную рецензию, хотя в комментариях порой писали, что мои работы дадут прикурить многим оным. Победить удалось лишь раз, но о многих отзывах в рамках Кинорулетки я смело могу сказать: “Горжусь, что это написано мной”. Хочу, наконец, поблагодарить всех, кто читал меня эти годы, кто голосовал за меня. Было очень приятно осознавать, что я чего-то стою как рецензент. И вдвойне символично, что финальный текст я пишу в день своего рождения. Мне сегодня исполнилось 29 лет. Всем спасибо, кто поздравлял из здешних, я вас очень люблю и ценю. Ну а тему Алексей для последнего захода подобрал царскую. Чисто как батя распределил нам фильмачки из специально заготовленной папки, в которую они добавлялись годами. Смотрю на список заигранных режиссёров и понимаю, что почти никого не знаю. Имя Александра Файнциммера ещё неделю назад также ничего бы не сказало. Подумал бы, что какой-то немец… А это советский режиссёр, одним из самых знаменитых фильмов которого и является доставшийся мне “Трактир на Пятницкой”. Криминальный триллер (или детектив) из семидесятых.
Классный постер, а? Такой шрифт, такая гамма - сразу вспоминается Агата Кристи.
Действие фильма происходит в Москве 1920-ых годов. Милиция безуспешно пытается вернуть в места не столь отдалённые членов банды рецидивистов, что совершают налёт за налётом и тщательно "убирают за собой", не оставляя улик. Единственным вариантом остаётся подослать в трактир, где ошиваются уркаганы, своего человека. Местных милиционеров все знают, поэтому на помощь прибывают два борца с преступностью из другого города, своеобразное подкрепление. Одного из них нам представят сразу, а вот разгадать, кто второй, и будет главной задачей, которую режиссёр поставил перед любопытным зрителем. Рассказывать о сюжете что-то ещё боязно - велик шанс спойлера.
Первое, что меня удивило: героев много, а из актёров почти никого не знаю. Сразу определил только Николая Ерёменко младшего, слишком запоминающаяся внешность. Потом понял, что видел в деле Виктора Перевалова и Александра Галибина, но уже в почётном возрасте. В "Трактире" их узнать почти невозможно. Тамару Сёмину видел разве что в светской хронике, тоже вспомнил. Добрая дюжина остальных действующих лиц вызвала недоумение... Как же мало я видел советского кино. И как же много счастья оно способно мне принести в будущем, если увлекусь. О топовых режиссёрах хотя бы краем уха слышал, но сколько таких теневых героев как Файнциммер у нас было... Если у него есть ещё 2-3 фильма такого уровня, то это прям здорово.
Вне сомнений, самой сильной стороной фильма является его сценарий. Радует как начало истории, в которой каждая сюжетная фигура получает свою роль, так и развязка, которую весьма непросто разгадать. Лично у меня ничего не вышло. Все персонажи до единого каким-то образом меняют ход событий, повышая интригу к финалу до высшего градуса. Также удивляет предельная натуралистичность происходящего. Крови в кадре нет, но людей душат и пристреливают с серьёзной долей жестокости. Непривычно видеть подобное в советском кино, созданном задолго до падения железного занавеса. О всех остальных характеристиках детектива хочется сказать кратко: простенько, но со вкусом. Постановка порой чрезмерно аккуратна, музыка слишком ненавязчивая, оператор не кружится с камерой по московским улочкам. А в совокупности с тем, что фильм чёрно-белый, эстетически здесь слишком мало примечательных моментов. Но смотреть совершенно не скучно.
Вердикт - хорошо. Я рад, что этот проект закончился для меня именно таким образом. Теперь нужно сделать навигацию: протегировать все нужные посты, чтобы быстрее ориентироваться в них внутри журнала. Надо было делать сразу, но кто ж думал, что Лёша столько времени будет трудиться и терпеть нашу порой вялую явку и перманентное недовольство. Святой человек.
Оценка: 7 из 10.